Была ли графа национальность в паспорте ссср. Пятый пункт

Пятая графа в советском паспорте: почему нужно было писать национальность

Была ли графа национальность в паспорте ссср. Пятый пункт

Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

Всеобщая паспортизация городского населения была объявлена 27 декабря 1932 года, до этого советские паспорта выдавались в качестве «заграничных». В основном, тем гражданам, которым было разрешено и поручено отправляться за рубеж, чтобы представлять там советские интересы. И именно про такой паспорт писал Маяковский в своем бессмертном про «широкие штанины».

Бюрократическая свобода

Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Вообще, чисто технически пятой эта графа была не в советском паспорте, а в «Личном листке по учёту кадров паспортных органов МВД СССР» на основании которого и оформлялся советский паспорт.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной».

Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

По национальности отца

Изначально, согласно спискам 1924-1926 года в СССР проживали представители двухсот национальностей. При этом, как правило, гражданин получавший паспорт, определял свою национальность по национальности отца, хотя были и исключения.

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.

Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.

Гонения по национальному признаку

Что касается гонений по национальному признаку, то ряд учёных фиксируют в советской истории случаи депортации представителей десяти национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев, карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других.

Также, во времена сталинских чисток, нелегко пришлось советским евреям.

При этом, учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою национальную принадлежность, как «инвалидность пятой группы».

Но стоит снова оговориться, что скорее Сталин и тогдашнее советское руководство увидело в графе «национальность» удобный практический механизм уже после его ввода. Изначально же, «пятая графа» была скорее идеологическим механизмом, и каких-то систематических практик не предполагала.

Что интересно, с крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/pyataya_grafa_v_sovetskom_pasporte_pochemu_nuzhno_bylo_pisat_nacionalnost

Графа национальность в российском паспорте

Была ли графа национальность в паспорте ссср. Пятый пункт

В паспортах и иных документах, удостоверяющих личность граждан Советского Союза, указание национальной принадлежности являлось обязательным, но в 1990-х годах графа национальность в российском паспорте была отменена.

Во времена СССР каждый гражданин определял для себя национальность при получении паспорта в 16 лет – по отцу или матери.

В большинстве случаев ее выбирали по отцу; также по отцу определяли национальность детей, не достигших 16-летнего возраста, так как в классных журналах также присутствовала графа «национальность».

Известны многочисленные свидетельства того, что информация о национальности в документах давала возможность чиновникам дискриминировать некоторые национальные меньшинства. Эта дискриминация проявлялась при поступлении в ВУЗы и аспирантуру, приеме на работу и карьерном продвижении, получении государственных наград и поездках за границу и т. д.

Когда отменена графа национальность в российском паспорте

Если обратиться к истории появления такой отметки, то следует отметить, что в документах подданных Российской империи она отсутствовала. В то время национальность определялась по вероисповеданию.

В Советском Союзе указание национальности в паспортах граждан стало обязательным в 1974 году. Сохранялось оно и в первые годы существования суверенной Российской Федерации, когда население пользовалось старыми паспортами. Когда в середине 1990-х годов граждане уже Российской Федерации стали получать паспорт, то указание на такие сведения и соответствующая графа отсутствовали.

Сейчас паспортные данные не включают в себя сведения о национальности. Тем не менее, указание на принадлежность может записываться со слов заявителя при получении ряда социальных услуг.

Предложения о возвращении указания национальности

В 2010 году Конституционный суд России постановил, что отсутствие графы национальность в паспортах граждан страны не противоречит Конституции Российской Федерации. Однако коммунисты и представители других партий неоднократно предлагали возвратить такую отметку в паспорта граждан.

В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «О паспорте гражданина РФ», подготовленный фракцией КПРФ. Этот проект предусматривал возвращение графы о национальности в паспорта россиян, заполняться которая должна по желанию их владельцев.

Обусловлено это тем, что частью I статьи 26 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность. Кстати, в Татарии и Башкирии существуют специальные вкладыши в паспорта, в которых можно указывать свою национальность.

Законопроект был отклонен, но попытки возвращения отметки в паспорта продолжаются.

В феврале 2015 года в Госдуму был внесен очередной законопроект о возвращении в паспорт графы «национальность». Этот документ в нижнюю палату парламента внесен сенатором Совета Федерации Жанной Ивановой.

В соответствии с проектом закона указание в паспорте национальной принадлежности должно быть добровольным и основываться на письменном заявлении заинтересованного гражданина.

Соответствующее заявление должно подаваться в территориальное отделение Федеральной миграционной службы.

Планируется наделить миграционную службу правом введения временных ограничений на проставление отметки. Так, не сможет сделать отметку в паспорте гражданин, признанный недееспособным. Будет введено ограничение и тогда, если указанная заявителем национальность не совпадает с той, которая указана в свидетельстве о рождении. В таких случаях окончательное решение будет принимать суд.

Нужна ли отметка национальности в паспорте РФ

Граждане, желающие, чтобы в их паспорта была внесена отметка о национальной принадлежности, обязаны будут оплатить госпошлину при получении паспорта, размеры которой определят в дальнейшем. Предусматривается, что отметку можно будет аннулировать по письменному заявлению гражданина. В такой ситуации ему будет выдан паспорт РФ нового образца.

По инициативе родителей сведения о национальности могут быть внесены и в свидетельства о рождении детей. Вписать ребенка в паспорта родителей обязаны также без указания на национальность. Кстати, такая графа существует в свидетельстве о браке, свидетельстве о перемене имени, а также в военном билете, правда, ее заполнение не является обязательным.

Появится ли снова графа национальность в российском паспорте и как скоро это произойдет, покажет время, но если существует заинтересованность в этом вопросе, то она должна быть удовлетворена.

Источник: https://iskiplus.ru/grafa-nacionalnost-v-rossijskom-pasporte/

Пятая графа

Была ли графа национальность в паспорте ссср. Пятый пункт

Запрос «Инвалид пятой группы» перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.

(выдан в 2002 году) с указанием национальности в пятой графе (на левой странице).

Пя́тая графа́ или пятый пункт — выражение, употребляемое в переносном смысле, означающее указание в документах национальности как факта принадлежности к определённой этнической общности[1].

В ссср[ | ]

В СССР графа номер 5 для указания национальности была в формуляре Личного листка по учёту кадров паспортных органов МВД СССР (а не в паспорте, как часто ошибочно считается), на основании которого оформлялся паспорт; а также в таких же листках отделов и управлений кадров всех государственных организаций[2].

В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданина записывалась в эту графу на основании национальности родителей.

Если их национальность была разная, то в соответствии с Постановлением СМ СССР «О паспортной системе в СССР» от 28 августа 1974[3], гражданин имел право выбирать национальность отца или матери при получении им первого паспорта по достижении 16-летнего возраста.

После этого он менять национальность уже права не имел.

При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР, согласно Списку национальностей СССР, который был составлен в 1924-1926 годах.[4]

Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.).[5][источник не указан 464 дня]

Если в сталинском СССР «национальная политика» часто сводилась к репрессиям и депортациям целых народов, то в послесталинское время наличие в документах графы «национальность» позволяло государству негласно и «неофициально» проводить в жизнь «мягкие формы» дискриминации и ограничения целых этносов в гражданских правах. Это касалось в первую очередь таких сфер жизни, как: право на проживание на определённых территориях СССР, право на профессию, образование и место работы;Если на территориях отдельных национальных республик дискриминациям могли подвергаться местные меньшинства (нетитульные народы в национальных окраинах), то на всей территории СССР постоянному негласному притеснению подвергались представители таких народов как евреи, немцы, крымские татары, греки, турки-месхетинцы и др. — в части приёма на работу, поступления в вузы, в аспирантуру, карьерного продвижения и занятия руководящих должностей, присуждений государственных наград и почётных званий, членства в государственных органах управления и советских представительских организациях, поездок за границу и т. п.[6][7][8][9][10][11][12][13]. Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность[14].

В наше время[ | ]

В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality[15]) означает не национальность (принадлежность к этнической группе), а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается[16].

В Российской Федерации[ | ]

По определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения»[17].

Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии[18][19][20].

При этом графа «национальность» (родителей) существует в свидетельстве о рождении, которая заполняется по желанию родителей ребёнка, а также в свидетельстве о браке и свидетельстве о перемене имени.

Графа «национальность» до сих пор существует в военном билете, правда, её не заполняют.

Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряжённости. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв[21][22].

В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.)[23].

В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года»[24] (в опросном листе национальность — пункт № 7).

Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «хохлы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

На Украине[ | ]

На Украине национальность указывалась в свидетельстве о рождении, но с 2014 года в данном документе имеются лишь две графы — для указания гражданства родителей. В паспорте такая графа не предусмотрена.

Таким образом лицо не имеет никакой возможности как-то декларировать свою национальность, даже по желанию.

Возникавшие время от времени предложения о её возвращении в паспорт вызывали неоднозначную реакцию[25][26][27].

В Казахстане[ | ]

Национальность в Казахстане указывается по желанию владельца в паспорте гражданина Республики Казахстан, удостоверении личности гражданина Республики Казахстан, дипломатическом паспорте и служебном паспорте Республики Казахстан[28]. В Свидетельстве о рождение указываются национальности родителей.

В Латвии[ | ]

Национальность в Латвии указывается по желанию владельца в паспорте.

В Китае[ | ]

В Китае в удостоверении личности обязательно указывается одна из 56 официально признанных в стране национальностей. Выбирать национальность по собственному желанию запрещено, национальность указывается та, которую имеет один из родителей. Натурализованные иностранцы могут иметь и национальность, не входящую в официальный список.

В Узбекистане[ | ]

В паспорте гражданина Узбекистана указание национальности является обязательным, наряду с гражданством.

В процессе оформления паспорта или проездного документа, национальность ребенка определяется по национальности родителей, если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче паспорта или проездного документа национальность гражданина или лица без гражданства записывается по национальности отца или матери в зависимости от желания получателя паспорта или проездного документа[29].

Другие значения[ | ]

  • В советских паспортах образца 1953—1973 гг. пятым пунктом шло социальное положение (а национальность — третьим).
  • Идиома «пятый пункт» («пятая графа») часто употреблялись для обозначение конкретно еврейской национальности.

Примечания[ | ]

  1. ↑ См. например определение термина в «Юридическом словаре», 2000.
  2. ↑ ФОРМА ЛИЧНОГО ЛИСТКА ПО УЧЁТУ КАДРОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР В 1930-1950-х
  3. ↑ Постановление Совета Министров СССР от 28.08.1974 № 677

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0

Была ли в советском паспорте графа национальность. Пятый пункт

Была ли графа национальность в паспорте ссср. Пятый пункт

  • 3 Другие значения
  • 4 Литература
  • 5 Примечания
  • В СССР графа номер 5 для указания национальности была в типовых анкетах.

    В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданин определял для себя в 16 лет, при получении паспорта, путём выбора из национальностей отца или матери.

    Чаще выбирали по отцу; также обычно по отцу определялась национальность детей до 16 лет (например, в школьных классных журналах тоже имелась страница «национальность»). Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.

    ), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.).

    При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР.

    К примеру, учёт национального состава населения во время всеобщей переписи населения СССР 1959 года осуществлялся по 126 названиям; во время переписи 1979 года – по 123 названиям, а в переписи 1989 г. – по 128 названиям. Некоторые народы (например, ассирийцы) в этих списках отсутствовали.

    Национальность иммигрантов определялась произвольно, у них в пятом пункте могли появиться самые разные записи. это же время никто не учитывал перепись населения СССР 1926, 1937, 1939 года.

    Существует много свидетельств того, что наличие в документах информации о национальности позволяло чиновникам дискриминировать те или иные национальные меньшинства (нетитульные народы в национальных окраинах, а на всей территории СССР представителей таких народов как евреи, немцы, крымские татары и др.) в части поступления в ВУЗы, приёма на работу, в аспирантуру, карьерного продвижения, наград, поездок за границу и т. п., вплоть до депортаций по национальному признаку. Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность.

    В наше время

    В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality) означает не национальность (принадлежность к этнической группе), а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается.

    В Российской Федерации

    По определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения». Несмотря на это, наличие у человека «неподходящей» национальности может стать источником серьёзных неприятностей и в наше время.

    Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии.

    При графа «национальность» (родителей) существует в свидетельстве о рождении, которая заполняется по желанию родителей ребёнка, а также в свидетельстве о браке и свидетельстве о перемене имени.

    Графа «национальность» до сих пор существует в военном билете, правда, её не заполняют.

    Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряженности. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв.

    В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.).

    В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года» (в опросном листе национальность – пункт № 7).

    Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

    В национальных образованиях на территории России (в частности, в Татарстане) существуют вкладыши в паспорт с указанием национальности. Вкладыши изготавливаются по желанию владельца паспорта

    На Украине

    На Украине национальность не указывается ни в каких документах, удостоверяющих личность, кроме свидетельства о рождении. паспорте такая графа не предусмотрена. Возникавшие время от времени предложения о её возвращении в паспорт вызывали неоднозначную реакцию.

    В Казахстане

    Национальность в Казахстане указывается материнская либо отцовская по желанию владельца в паспорте и в удостоверении личности.

    В Латвии

    Национальность в Латвии указывается по желанию владельца в паспорте.

    В Китае

    В Китае в удостоверении личности обязательно указывается одна из 56 официально признанных в стране национальностей. Выбирать национальность по собственному желанию запрещено, национальность указывается та, которую имеет один из родителей.

    Другие значения

    • В советских паспортах образца 1953-1973 гг. пятым пунктом шло социальное положение (а национальность – третьим).
    • Идиома «пятый пункт» («пятая графа») часто употреблялись для обозначение конкретно еврейской национальности.

    Литература

    • Александрова Инна. Пятый пункт. М., Права Человека, 1998, 132 с. ISBN 5-7712-0078-6

    Примечания

    1. См. например определение термина в «Юридическом словаре», 2000.

    Источник: https://www.trosnab.ru/byla-li-v-sovetskom-pasporte-grafa-nacionalnost-pyatyi-punkt/

    Зачем в советском паспорте была пятая графа

    Была ли графа национальность в паспорте ссср. Пятый пункт

    Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

    Всеобщая паспортизация городского населения была объявлена 27 декабря 1932 года, до этого советские паспорта выдавались в качестве «заграничных». В основном, тем гражданам, которым было разрешено и поручено отправляться за рубеж, чтобы представлять там советские интересы. И именно про такой паспорт писал Маяковский в своем бессмертном про «широкие штанины».

    Пятый пункт. Зачем графу «национальность» хотят вернуть в паспорта россиян? | УКРАИНА КРИМИНАЛЬНАЯ

    Была ли графа национальность в паспорте ссср. Пятый пункт

    Графа «национальность» появилась в отечественном документообороте более ста лет тому назад. Впервые ее применил Ленин в анкетах членов партии большевиков еще до октября 1917 года.

    В паспорта эту графу ввел Сталин в 1932 году, а упразднил Борис Ельцин в 1997-м.

    И сейчас, в октябре 2011-го, призыв российских коммунистов возродить «пятый пункт» буквально взорвал доселе дремотную предвыборную ситуацию в РФ. Что за всем этим стоит?

    Ленинский интернационализм

    Графой «национальность» советские люди были обязаны товарищам из РСДРП. Еще на третьем съезде партии в 1905 году внесистемные оппозиционеры, заполняя анкеты, впервые столкнулись с вопросом «национальность».

    Любопытно, что в тогдашней Российской империи, которая, по определению большевиков, являлась «тюрьмой народов», национальность, то есть принадлежность индивида к определенной этнической группе, императорское правительство совершенно не волновала.

    И то правда: в тюрьме все равны. Православие, самодержавие, народность. И можно без нюансов. Тем более что государь-император Николай II православным-то был, а вот великороссом — увы. Дотошные историки подсчитали: русской крови в последнем российском самодержце было всего-навсего 1/128.

    Но все равно это был русский царь. Шотландец Барклай и грузин Багратион тоже были русскими полководцами, немец Фонвизин (потомок рыцарей) — русским писателем, еврей Левитан — русским художником. Что там говорить, в шутке «любого русского поскобли — найдешь татарина» — есть лишь доля шутки.

    Практический смысл фиксации этнической принадлежности давно утрачен. А графа «национальность» в паспорте, похоже, навсегда осталась в советской истории

    Когда до революции надо было сделать акцент именно на национальности, говорили «великоросс». Ленин в своей партийной анкете именно так и писал.

    Ну а то, что в числе его предков имелись и немцы, и евреи, вождя мирового пролетариата не смущало.

    Даже в переписном листе первой российской переписи 1897 года в список вопросов лишь под одиннадцатым пунктом попали «вероисповедание» и под двенадцатым — «родной язык».

    Никакой тебе «национальности» не было и в паспортах царской России. В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства.

    Большевики перенесли в партийные анкеты графу «национальность» из Европы, где она была в ходу с девятнадцатого века. Правда, там под «национальностью» подразумевали прежде всего принадлежность к определенному государству. Это сегодня, в эпоху «понаехавших тут» встал национальный вопрос.

    Не случайно, скажем, о Борисе Березовском или Романе Абрамовиче в западноевропейской прессе по традиции пишут — русские предприниматели, в том смысле, что они выходцы из России.

    Кстати, именно коммунисты, которые вроде бы исповедуют интернационализм, изначально были крайне озабочены национальным вопросом.

    Почему Ленин считал оправданным введение графы «национальность» для партийных товарищей, видно из его творческого наследия.

    В частности, в дореволюционной работе «О национальной гордости великороссов» будущий вождь, подчеркивая «роль великорусского пролетариата как главного двигателя коммунистической революции», настаивал на «длительном воспитании рабочих в духе полнейшего национального равенства и братства», на «полном равноправии и праве самоопределения всех угнетенных великороссами наций».

    Иными словами, графа «национальность» имела первостепенное значение именно для некоренных народов, «замордованных» царским режимом. Отсюда же, собственно, учреждение большевиками Народного комиссариата по делам национальностей в 1917 году.

    Попытки возродить в СССР «великорусско-националистические» настроения Ленин решительно пресекал, утверждая, что «лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить».

    Так, в 1922 году Владимир Ильич в одном из писем упрекал первого наркома по делам национальностей Иосифа Сталина в «грубости и несправедливости по отношению к нашим собственным инородцам».

    Материалы с ленинской критикой «националиста» Иосифа Виссарионовича были разрешены к публикации только в 1956 году.

    И то верно: чушь несусветная получается. Русский Владимир Ульянов упрекает в великоросском национализме грузина Иосифа Джугашвили. И тем не менее спор этот был вполне предметным. Дорвавшись до власти, Сталин полностью переиначил изначальный смысл «пятого пункта».

    Сталинский национализм

    Формально лидер КПРФ Геннадий Зюганов, выступивший с инициативой вернуть в паспорта графу «национальность», стоит на ленинской позиции, утверждая, что «без дружбы народов, без уважения к их традициям и культуре невозможно успешно развиваться и уверенно смотреть в будущее». В реальности требование о реабилитации «пятого пункта» полностью соответствует именно сталинской национальной политике, суть которой — стравливать разные народы между собой.

    В СССР единая общность — советский народ — четко делилась по национальностям. Участники VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве летом 1957 года Давид Шоломович (РИА Новости) 

    В российской историографии существует довольно правдоподобная версия о том, зачем «отцу народов» понадобилось вводить графу «национальность» в паспорт. Ну, была бы одна «новая историческая общность — советский народ», и успокоились бы на этом. Все дело в том, что ленинский интернационализм окончательно выветрился из сталинской головы в начале 1930-х годов.

    С этого времени в политическую моду вошел национализм и строительство социалистической империи в одной отдельно взятой стране.

    В 1932 году по постановлению «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» в единственном документе, удостоверяющем личность строителя коммунизма, впервые появляется графа «национальность». Граждане СССР в возрасте от шестнадцати лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны были иметь паспорта. Фактически страна поделилась надвое.

    В первой части жили «паспортизированные» граждане, во второй — колхозники и прочие «лишенцы». Зачем в паспорте появилась графа «национальность», большинству людей в то время было не совсем понятно. Но репрессивный смысл введения внутреннего паспорта был очевиден. В решении Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 ноября 1932 года, например, ясно говорилось о «разгрузке городов от лишних элементов».

    Просто так вышло, что список «лишних элементов» по мере построения социализма в СССР все время расширялся. Сначала это были «бывшие» и кулаки, а потом дело дошло и до целых «неблагонадежных» народов.

    Тут графа «национальность» стала как никогда актуальной. В 1937 году на мартовском пленуме ЦК ВКП(б) Сталин неожиданно заговорил не о «пятом пункте», а о «пятой колонне».

    Шпионов, вредителей и диверсантов тогда насчитали довольно много.

    Сталинский план по борьбе с подозрительными народами с помощью «пятого пункта» начал действовать. Основанием для расстрела или отправки в лагерь в годы массовых репрессий могло быть не только неподходящее дореволюционное прошлое, участие в Гражданской войне на стороне белых, но и «подозрительная» национальность — немецкая, польская, финская и другие.

    В 1938 году НКВД разослал секретный циркуляр во все отделы актов гражданского состояния — нынешние загсы. В документе, в частности, говорилось: «Если родители немцы, поляки и т. д.

    , вне зависимости от их места рождения, давности проживания в СССР или перемены подданства нельзя записывать регистрирующегося русским, белорусом и т.

     д… графа о национальности не заполняется до предоставления заявителями документальных доказательств».

    Гонения на инородцев с помощью «пятого пункта» продолжались и после войны.

    В 1948 году в СССР началась кампания по борьбе с космополитизмом, закончившаяся делом врачей-отравителей (в материалах следствия — «Дело о сионистском заговоре в МГБ»).

    «Безродными космополитами» оказывались, как правило, евреи, и с этого времени в стране появились негласные указания не допускать их на ответственные посты.

    При этом ни в коем случае нельзя сказать, что Сталин был именно русским националистом и его национальная политика каким-то образом создавала преференции для наиболее многочисленного этноса страны.

    Хотя эта точка зрения сегодня весьма популярна у российских левых и националистов. Русские подвергались репрессиям в сталинские годы не меньше, чем представители всех других национальностей.

    И это несмотря на тосты вождя за «великий русский народ».

    Зюгановский прагматизм

    На этом сумрачном историческом фоне призыв КПРФ вернуть действовавший в советские времена принцип установления национальности ребенка по национальности его родителей и восстановить «пятый пункт» в паспорте смотрится довольно кондово. Понять, зачем Геннадию Зюганову со товарищи понадобилось вытаскивать на свет божий советское наследие, непросто.

    Ну не для того же, чтобы реализовать на практике пятый (!) пункт воззвания КПРФ, где сказано о принятии «чрезвычайных мер для ликвидации этнических банд»? Бьют у нас, если что, по-прежнему по морде, а не по паспорту.

    Возможно, графа «национальность» поможет реализовать другую задумку коммунистов, согласно которой будет «обеспечено право русских и других коренных народов России на получение природной ренты» (из предвыборного обращения КПРФ).

    А как стать «коренным», если в паспорте нет никакой записи? Проблема…

    Если серьезно, то с правовой точки зрения желание восстановить «пятый пункт» — путь в никуда, пустой политический лозунг.

    С одной стороны, в Конституции указано, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность», но в то же время Конституционный суд не так давно постановил, что «отсутствие в российских паспортах графы „национальность“ не противоречит Конституции РФ».

    Кстати, в пылу борьбы за голоса русских националистов сами коммунисты, публикуя биографические сведения кандидатов в депутаты, почему-то забыли указать национальность будущих избранников. Нелогично как-то получилось…

    Так что ни к ленинскому интернационализму, ни к сталинскому национализму задумка сегодняшних коммунистов отношения не имеет. Скажем, в «Единой России» их заподозрили в банальном предвыборном пиаре.

    Заместитель секретаря президиума генсовета «ЕР» Юрий Шувалов заявил, что предложения КПРФ вернуть графу «национальность» являются лишь попыткой коммунистов «изобразить из себя защитников большинства».

    Значительная доля истины в подобном диагнозе есть.

    Сегодня борьба за возвращение «пятого пункта» в официальные документы, удостоверяющие личность, носит политический характер. Причем грешат этим не только коммунисты. Большинство участников нынешнего думского забега так или иначе разыгрывают националистическую карту.

    Практический же смысл фиксации этнической принадлежности давно утрачен. Последней бумагой, где оставалась графа «национальность», был военный билет.

    Что неудивительно: армия — один из самых консервативных институтов. Генералы перестали делить солдат по национальному признаку последними. Уже несколько лет эта графа заполняется по желанию.

    По большому счету «пятый пункт» стал делом исключительно социологов и демографов.

    Если же кому-то хочется документально засвидетельствовать тот факт, что русские составляют абсолютное большинство населения Российской Федерации, то далеко ходить не надо. Давно опубликованы данные переписи населения 2002 года (в 2010-м во время последней переписи вопросы о национальности не задавались).

    Так вот, на тот момент из более чем 145 миллионов россиян около 116 миллионов являлись русскими — это 80 процентов населения.

    Если же добавить к этому граждан, относивших себя к таким экзотическим национальностям, как, например, поморы или казаки, а также этнически очень близких украинцев и белорусов, то численность «титульной» нации приблизится к 85 процентам.

    Такое доминирование, конечно, не означает, что права русских или каких-либо других народов вовсе и не надо защищать. Но вот делать это методами ленинско-сталинской национальной политики явно не стоит. Особенно с учетом того, до чего эта политика довела Советский Союз.

     Денис Бабиченко, ИТОГИ

    Tweet

    Источник: http://cripo.com.ua/stories/?p=125794/

    План:

      Введение
    • 1 В СССР
    • 2 В наше время
    • Литература
      Примечания

    Военный билет с указанием национальности в пятой графе (выдан в 2002 г.)

    Пя́тая графа́ или Пятый пункт — выражение, употребляемое в переносном смысле, означающее указание в документах национальности как факта принадлежности к определенной этнической группе.

    1. В СССР

    В СССР графа номер 5 для указания национальности была в типовых анкетах. Запись «национальность» в паспортах («красных» с большим фото) появилась в 1974 году .

    В прежних («серо-коричневых» с малым фото) также была графа «национальность», но не было графы «Гражданин СССР», также было «социальное положение» — рабочий, колхозник, служащий и т. п.

    Полная замена паспортов произошла примерно к 1980 году.

    В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность определялась гражданином для себя в 16 лет, при получении паспорта, путём выбора из национальностей отца или матери.

    Чаще выбирали по отцу; также обычно по отцу определялась национальность детей до 16 лет (например, в школьных классных журналах тоже имелась страница «национальность»). Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, поляк, крымский татарин и т. п.

    ), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.). При этом человек мог иметь национальность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР.

    К примеру, учёт национального состава населения во время всеобщей переписи населения СССР 1959 года осуществлялся по 126 названиям; во время переписи 1979 года — по 123 названиям, а в переписи 1989 г. — по 128 названиям[1].

    Существование некоторых народов (например, ассирийцев) советским государством отрицалось. Национальность иммигрантов определялась произвольно, у них в пятом пункте могли появиться самые разные записи.

    Существует много свидетельств того, что наличие в документах информации о национальности позволяло чиновникам дискриминировать те или иные национальные меньшинства (нетитульные народы в национальных окраинах, а на всей территории СССР представителей таких народов как евреи, немцы, крымские татары и др.

    ) в части поступления в ВУЗы, приёма на работу, в аспирантуру, карьерного продвижения, наград, поездок за границу и т. п. вплоть до депортаций по национальному признаку[2][3][4][5][6][7][8].

    Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность[9].

    2. В наше время

    В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality [10]) означает не принадлежность к этнической группе, а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается.

    [11] Согласно определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения».[12] Несмотря на это, наличие у человека «неподходящей» национальности может стать источником серьёзных неприятностей и в наше время. [13]

    Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии[14][15][16]. Аналогичные вопросы рассматриваются на Украине и также вызывают неоднозначную реакцию.

    [17][18][19] При этом сейчас в России в существует графа «национальность» в свидетельстве о рождении, которая заполняется по желанию родителей ребёнка, а также в свидетельстве о браке.

    Графа «национальность» в военном билете была исключена с 2004 г, однако вновь введена с 2007 года[].

    Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряженности. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв[20][21].

    В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.).[22]

    В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года»[23] (в опросном листе национальность — пункт № 7).

    Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

    Литература

    • Александрова Инна. Пятый пункт. М., Права Человека, 1998, 132 с. ISBN 5-7712-0078-6

    Примечания

    Источник: http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82

    Правник
    Добавить комментарий