Что такое уполномоченное должностное лицо. Понятие и определение должностного лица в законодательстве

Что такое должностное лицо? Полномочия и обязанности должностного лица

Что такое уполномоченное должностное лицо. Понятие и определение должностного лица в законодательстве

Понятие «должностное лицо» люди слышат постоянно, но мало кто знает его значение. Многие знают только, что эти субъекты занимают высокие посты. Что такое должностное лицо, каковы его обязанности и права, зафиксировано в Кодексе об административных правонарушениях.

Значение понятия

Российские граждане, осуществляющие функции представителей власти, именуются должностными лицами. Человеку может быть присвоен такой статус, если он занимает руководящую позицию в политической партии, в организации, в учреждении общественного характера и т. д.

Административный надзор: виды, методы и функции

В законодательстве раскрывается четыре варианта определений, что такое должностное лицо. По нормам Административного кодекса, это субъект, рассматривающий дела о правонарушениях.

Согласно положениям УК, это лицо, расследующее преступления. В Гражданском кодексе властные субъекты это субъекты гражданских правоотношений.

В других актах в эту группу входят представители органов власти государственного уровня.

Раскрытие понятия в КоАП РФ

В статье 2.4. Кодекса дано развернутое определение, что такое должностное лицо. Им является гражданин, наделенный определенными полномочиями властного характера в пределах, установленных правовыми нормами. При этом влияние субъекта распространяется на людей, которые не находятся от него в зависимости по служебному положению.

Классификация органов государства: понятие, описание, административные функции

В большинстве случаев в перечень функций субъектов входит административно-хозяйственная и организационно-распорядительная работа. Эти лица осуществляют предоставленные им полномочия в следующих сферах:

  • местное самоуправление;
  • вооруженные силы страны;
  • муниципальные и государственные организации.

Ответственность этих субъектов за нарушения возложенных обязанностей и предоставленных полномочий устанавливается соответствующими статьями Кодекса.

публичных обязанностей

Разделение функций между властными субъектами производится по нескольким критериям. Один из критериев – содержание обязанностей публичного характера. Субъекты, наделенные административно-хозяйственными или организационно-распорядительными полномочиями на основании прямого указания, реализуют их в пределах, установленных нормативными актами, приказами или распоряжениями руководства.

Как уволить человека с работы: правовые нормы и порядок

Эти действия властные субъекты совершают только в период исполнения государственных служебных обязанностей, либо до окончания срока, указанного в нормативном акте или распоряжении.

Административные публичные обязанности исполняются муниципальными и государственными служащими. Его полномочия распространяются на других служащий, находящихся в подчинении у этого субъекта, и лиц, у которых нет служебной зависимости от должностного лица.

Эти граждане принимают решения, обязательные для выполнения организациями и гражданами любой формы собственности и подчиненности ведомственного типа. На местном уровне указанные полномочия осуществляются только в пределах исполнительно-распорядительных негосударственных муниципальных органах.

Типы периодов исполнения обязанностей

В сфере работы юридических лиц действующими нормами права устанавливается три типа периодов исполнения служебных обязанностей в коммерческих или некоммерческих организациях уполномоченными лицами:

  • Постоянный.
  • Временный.
  • Период исполнения обязанностей по специальному распоряжению.
  • функций управления указанных лиц совпадает с объемом полномочий, установленных для сотрудников муниципальных и государственных органов.

    Статус должностного лица

    Для полноценного определения, что такое должностное лицо, необходимо определить статус этого субъекта. Он регламентирован присвоенными полномочиями по нормам права. Статус гражданина не зависит от реализации возложенных обязанностей в объективном смысле.

    Должностное лицо вправе реализовывать свои права или воздерживаться от этого. Но от выполнения обязанностей в период работы оно отказаться не вправе. Поэтому в этой сфере соотношение диспозитивных и императивных начал равное.

    Должностное лицо может объединять в своей работе публичную и частноправовую деятельность в пределах выполняемых полномочий. Такое объединение имеет место только в административной сфере. В иных областях властные субъекты осуществляют только один тип деятельности. Например, в сфере уголовного права можно реализовывать только полномочия публичного типа.

    Особенности работы должностного лица в сфере административного права

    Кодекс об административных правонарушениях закрепляет объем действий должностного лица и типы ответственности за их ненадлежащее исполнение со стороны юридических лиц и других субъектов. Большая часть наказаний возлагается на граждан за ненадлежащее исполнение полномочий или отказ от их реализации.

    Сколько можно стоять на бирже труда и получать пособие

    Ответственность на указанных лиц может налагаться в административной и других сферах. Часто гражданину назначается наказание по нормам уголовного права. УК РФ определяет таких субъектов как граждан, постоянно или временно реализующих функции представителей власти. Эти нормы закреплены тридцатой главой Кодекса.

    В административном праве определение того, что такое должностное лицо организации или государственного органа, шире и объемнее.

    По нормам КоАП РФ, субъект ответственности – лицо, которое совершило правонарушение в области возложенных на него полномочий.

    Санкции применяются в отношении начальников, представителей руководящего состава и иных государственных работников, которые реализуют распорядительные, хозяйственные и административные функции.

    Различия между должностными лицами и обычными гражданами

    При определении понятия, что такое должностное лицо организации или государственного органа, важно рассмотреть отличия этих субъектов от простых граждан. Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях, властные субъекты — граждане, которые работают в органах государственной власти и осуществляют административно-хозяйственные функции.

    В эту группу также входят физические лица, осуществляющие деятельность в сфере предпринимательства, — индивидуальные предприниматели.

    В настоящее время ответственность этих субъектов относится к группе юридических лиц, несмотря на попытки выделения их в отдельную категорию из-за того, что правонарушения ИП опираются на дела организаций.

    У них отличаются мотивы, составы правонарушений, характер поступков и т. д.

    Правонарушения должностных лиц

    Больше двух четвертей особенной части в Административном кодексе составляют правонарушения, совершенные властными субъектами. Большая часть статей посвящена организационно-хозяйственной и предпринимательской деятельности граждан.

    Правонарушения, рассматриваемые Кодексом, совершаются в следующих областях:

    • посягательство на права граждан (пятая глава, пятьдесят статей);
    • охрана собственности (седьмая глава, двадцать девять статей);
    • природопользование, экология и защита окружающего мира (восьмая глава, тридцать восемь статей);
    • мелиорация, сельское хозяйство и ветеринария (десятая глава, четырнадцать статей);
    • информация и связь (тринадцатая глава, двадцать три статьи);
    • строительство, энергетика и промышленность (девятая глава, четырнадцать статей);
    • налоги и финансы, деятельность индивидуальных предпринимателей (четырнадцатая и пятнадцатая главы, пятьдесят девять статей);
    • сфера таможни (шестнадцатая глава, двадцать одна статья);
    • посягательство на государственные властные органы (семнадцатая глава, десять статей);
    • учет воинского типа (двадцать первая глава, четыре статьи);
    • порядок управления (девятнадцатая глава, девятнадцать статей).

    Таким образом, санкции в отношении указанных лиц применяются в разных областях жизни граждан и государства.

    Виды санкций за правонарушения

    Согласно нормам Административного кодекса, за совершаемые нарушения должностные лица несут ответственность тех же видов, что и другие субъекты. В отношении указанных чаще всего применяются следующие типы санкций:

  • Административный штраф.
  • Дисквалификация – лишение возможности нанимать конкретную должность в течение установленного судом промежутка времени.

    Выявление правонарушения административного характера влечет также дисциплинарную ответственность в форме увольнения (в редких случаях – выговора).

    Размеры и сроки наказаний зависят от тяжести совершенного деяния и наличия смягчающих (отягчающих) вину обстоятельств.

    Правила выявления должностных лиц

    Не всегда просто определить, что такое государственные должностные лица и кто входит в эту группу. Часто при трудоустройстве граждане не понимают, являются ли они обычными сотрудниками или ответственными лицами.

    Основное правило для ответа на этот вопрос – изучение зафиксированных в документах организации обязанностей и прав работника. Например, если сотрудник подписывает договор о материальной ответственности, он приобретает статус должностного лица. Аналогичная ситуация, если у работника в документе будут зафиксированы полномочия распорядительного характера по выдаче и приемке товара.

    Когда сотрудник приобретает статус должностного лица, на него возлагается большая ответственность. В этом случае в отношении работника за нарушения, допущенные организацией, могут применяться административные санкции.

    Должностные лица: права и обязанности

    Многие не задумываются о том, что такое права должностного лица, так как более важным вопросом является определение их полномочий. Эти субъекты вправе реализовывать любые права, закрепленные нормами закона и договорами, в рамках исполнения обязанностей.

    Основная обязанность указанных лиц в системе органов государственной власти – борьба с беззаконием и защита граждан и общества от нарушений со стороны других субъектов.

    Основная обязанность работников этой сферы – обеспечение принципов добросовестности, целесообразности, законности и справедливости при привлечении правонарушителей установленного порядка к ответственности административного характера.

    Для достижения этого сначала определяется список субъектов власти, затем происходит распределение полномочий между ними.

    Например, обязанности должностных лиц в административной сфере как части одного из приблизительно шестидесяти органов надзора, — рассматривать дела о правонарушениях в этой области. Правонарушений в этой сфере насчитывается около четырехсот.

    К примеру, отдел по внутренним делам занимаются расследованием около пятидесяти видов нарушений, в которые входит охрана правопорядка, сфера движения на дорогах и прочее. В органах внутренних дел в группу указанных лиц входят руководители, заместители начальников. При выявлении нарушений, их расследованием занимаются именно эти субъекты.

    Задачи субъектов

    Перед государственными должностными лицами стоит множество задач. Они разделяются по органам, реализующим определенные полномочия, а также по сферам деятельности. Большая часть охранительных функций в сфере пресечения и профилактики правонарушений реализуется органами внутренних дел.

    Сотрудники ОВД рассматривают следующие типы дел:

    • нарушение порядка пребывания в районе государственной границы;
    • хулиганство мелкого типа;
    • распитие алкогольных напитков;
    • появление на общественной территории в нетрезвом состоянии и распитие в неположенных местах алкогольных напитков;
    • нарушение безопасности при движении на дорогах.

    Помимо рассмотренных задач, перед властными субъектами ставится много других.

    Типы административных органов

    Перечень полномочий должностных лиц зависит от того, к какому типу органов он относится. Разделение субъектов происходит не только по сфере правонарушений, но и по их тяжести.

    Группировка органов происходит следующим образом:

  • Налоговые и таможенные органы, пограничные службы, военкоматы.
  • Исполнительные властные органы.
  • ОВД.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних граждан.
  • Мировые, районные, областные судьи.
  • Полномочия и обязанности указанных лиц четко регламентированы различными актами. За любые нарушения указанные субъекты отвечают по всей строгости.

    Источник

    Источник: https://4fp.ru/zakon/5082-chto-takoe-dolzhnostnoe-lico-polnomochiya-i-obyazannosti-dolzhnostnogo-lica/

    Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции

    Что такое уполномоченное должностное лицо. Понятие и определение должностного лица в законодательстве

    Один из наиболее спорных вопросов в налоговой практике — кто является должностным лицом. Особенно это касается моментов, связанных с превышением возложенных полномочий и совершенных правонарушений. Чтобы разобраться в сложившейся путанице, далее рассматриваются основной функционал этой категории сотрудников и их правомочия.

    Кто является должностным лицом?

    Основные тезисы

    Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

    Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

    • местные выборные органы;
    • воинские образования РФ;
    • муниципальные учреждения;
    • государственные компании;
    • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

    Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

    Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

    Функции должностного лица

    Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

    Таблица 1. Основные функции должностного лица

    Административно-хозяйственныеОрганизационно-распорядительные
    1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами. 2. Инспектирование материальных ценностей3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги.1. Контроль трудовой дисциплины. 2. Руководство коллективом.3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например.4. Формирование кадров.5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии.6. Принятие дисциплинарных мер. 7. Организация условий труда. 8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

    Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

    Определяющие понятия

    Выделяют 3 критерия, которые являются основополагающими при определении юридического статуса должностного лица. Это вверенный функционал, правовые основания и наименование органа, который он представляет.

    Характер исполняемых функций

    Этот показатель позволяет исключить расширенное понимание субъекта этой категории.

    Основные моменты:

    1. В рамках организационно-рапорядительных функций гражданин руководит учреждением либо отдельным подразделением.
    2. Осуществление деятельности подобного рода предполагает управление людьми.
    3. В рамках административно-хозяйственного аспекта возложенных полномочий управленческий фактор не определяющий. Основная обязанность — принятие решений по предоставлению отпуска, инспектирование и выдача по необходимости материальных ценностей.
    4. Любое совершенное действие обладает юридической силой. Итогом может стать изменение статуса или прекращение прав юридических и физических лиц.

    Остальные характерные черты не считаются определяющими.

    Помимо законодательных актов иные инструкции также правомерны в регламентации правомочий

    Правовое основание

    Следующие документы являются нормативной базой для ознакомления со статусом должностных лиц:

    • законодательные акты;
    • выпускаемые на предприятиях инструкции;
    • устав организации;
    • соответствующие приказы.

    В перечисленной документации очерчен круг полномочий и зафиксированы права субъекта на своем посту.

    Деятельность от имени органов государственной власти в рамках ограниченных полномочий тоже переводят лицо в категорию должностного. Подобные функции выполняются разово или совмещаются перманентно с профилирующим занятием.

    Специальными полномочиями гражданина наделяет трудовой коллектив или государственная инстанция после выхода соответствующего решения либо приказа.

    Характеристика органов

    Кроме военных формирований и организаций местного самоуправления к подобным инстанциям относятся следующие:

    • потребительские добровольные объединения;
    • разнообразные товарищества;
    • зарубежные компании.

    Принадлежность к определенной группе организаций или органов считается одной из ведущих характеристик должностного лица.

    Наименования юридического статуса недостаточно для определения статуса должностного лица

    Примеры должностных лиц

    КОАП не содержит исчерпывающей информации о некоторых профессиях. На основании официального наименования должности не всегда удается понять характер обязанностей.

    Как правило, в этой роли выступают директор компании, его заместитель и ведущий бухгалтер. Но кладовщик, например, тоже вправе действовать как должностное лицо. Для этого нужно подписать с предприятием соглашение о материальной ответственности. Эта бумага позволяет распоряжаться товарами либо принимать продукцию.

    Должностное лицо в КОАП

    Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.

    КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

    В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.

    Субъект ответственности

    Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

    КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

    Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична

    Уголовное право

    К группе должностных лиц принадлежат граждане, которые по определенному полномочию занимаются характерным для избранника органа публичной власти функционалом. Наименования инстанций, в которых они осуществляют свою деятельность, идентичны с перечисленными в КОАП. Полное описание полномочий содержится в 30 главе УК РФ.

    Категории должностных лиц

    Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.

    Существует 4 группы, описанные в УК РФ.

    Таблица 2. Категории должностных лиц

    КатегорияХарактеристика
    1Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293.Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285.
    2Граждане, возглавляющие государственные посты. Основной функционал — выполнения поручений Президента и министров.
    3В эту категорию попадают губернаторы и президенты республик.
    4Лица, занимающие руководящие посты органов местного самоуправления. Это могут быть префекты и мэры. Избираются для помощи в обсуждении вопросов местного значения.

    Примечания к статье 285. Злоупотребление должностными полномочиям

    Люди 2 и 3 категории могу выступать субъектами преступлений, перечисленных в ст. 285-287 УК РФ.

    Права и обязанности

    Доверенные этой категории лиц обязанности предполагают усиленное соблюдение правил поведения. Правонарушения в этой сфере хорошо прослеживаются на примере деятельности ОВД. Эта организация более других занимается пресечением злодеяний. Чаще остальных рассматриваются следующие случаи:

    • несоблюдение норм дорожного движения и предписаний по прохождению границы;
    • нахождение в нетрезвом состоянии или употребление спиртных напитков в публичных местах и заведениях;
    • мелкое хулиганство.

    Также действия или отказ от их выполнения граждан на государственных постах, перечащие букве закона, вправе осудить другое должностное лицо.

    Мелкое хулиганство и прочие злодеяния рассматриваются УК РФ

    Контроль над должностными лицами вправе осуществлять следующие инстанции:

    • военный комиссариат;
    • налоговая;
    • пограничные органы;
    • административные комиссии;
    • организации исполнительной власти.

    Помимо перечисленных учреждений подобный функционал выполняют мировые и судьи районных судов.

    Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В специальной статье расскажем, какие дела рассматривает районный суд.

    Одно из полномочий — охрана государственного строя. В пределах вверенных полномочий они вправе привлекать к административной ответственности возмутителей общественного порядка.

    Должностное лицо вправе воздерживаться от выполнения своих полномочий либо их реализовывать. Но полностью от них отказаться он не может

    Согласно КОАП этой категории граждан разрешено приравнивать публичную и правовую деятельность. В уголовном кодексе подобное совмещение запрещено. Реализация возможна только в рамках публичных полномочий.

    Наказание за правонарушения

    Наказание, которое несет организация, не означает освобождение от ответственности за злодеяние для должностного лица. Часто встречающийся вид взыскательных мер — дисквалификация и наложение штрафа. Первая ситуация подразумевает невозможность занять соответствующий пост на протяжении определенного срока. Временной промежуток устанавливается решением суда.

    При изменениях в аппарате власти на уровне страны дисквалификация может сопровождаться люстрацией.

    Любая группа должностных лиц, за исключением специальных, обладает общими характеристиками субъекта преступления, включая возраст и вменяемость.

    Одной из наказательных мер является лишение должности

    Источник: https://yr-expert.com/kto-yavlyaetsya-dolzhnostnym-liczom/

    Понятие и определение должностного лица в законодательстве. Права и обязанности должностного лица

    Что такое уполномоченное должностное лицо. Понятие и определение должностного лица в законодательстве

    Достаточно часто в деловой речи используется понятие “должностные лица”. Этот термин применяется для обозначения категории граждан, занимающих высокие посты и исполняющих разные административные функции. Рассмотрим далее, какие должностные лица бывают, каковы их обязанности и полномочия.

    Оно раскрывается в КоАП. Согласно ст. 2.4 Кодекса, должностным лицом в РФ признается гражданин, обладающий определенными властными полномочиями, реализующий функции распорядительно-организационного, а также административно-хозяйственного характера. Эти субъекты осуществляют свои полномочия в самых разных сферах: в Вооруженных Силах, муниципальных, региональных, государственных органах.

    Должностные лица в силу их особого статуса несут повышенную ответственность. Субъекты, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом обязанности, возложенные на них, могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством.

    Государственные должностные лица – граждане, занимающие посты, установленные в Конституции, федеральном, региональном законодательстве для непосредственной реализации полномочий госорганов.

    Признаки

    Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно выделить следующие критерии, по которым субъект признается должностным лицом:

    1. Характер обязанностей и полномочий, возложенных на гражданина.
    2. Юридическое основание приобретения соответствующего статуса.
    3. Перечень органов, организаций, учреждений, в которых субъект ведет трудовую деятельность.

    В законодательстве обозначен круг действий должностного лица. По ним можно, в свою очередь, четко установить, какие лица признаются должностными, и исключить субъектов, привлеченных к службе в госструктурах, местных институтах власти, муниципальных и госучреждениях, но реализующих иные функции.

    В примечании к 285 статье УК говорится о том, что должностным лицом признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные задачи в органах местного и государственного управления, муниципальных и госучреждениях, в ВС РФ, воинских формированиях.

    В данном определении выделяется 3 главных группы критериев:

    1. Характеризующие временные пределы реализации полномочий.
    2. Указывающие на специфику выполняемых задач.
    3. Раскрывающие место реализации возложенных на субъектов функций.

    Некоторые специалисты указывают на необходимость объемного и полного толкования терминов, используемых в УК.

    В этой связи, они говорят о том, что определение, закрепленное в примечании к 285 статье, сложно назвать удачным.

    Аргументируют авторы это тем, что ряд терминов (административно-хозяйственная деятельность, представитель власти, организационно-распорядительные задачи, например) сами требуют разъяснения.

    По мнению некоторых экспертов, при раскрытии понятия “должностное лицо” целесообразнее оперировать такими категориями, как “права”, “функции”, “ограничения”, “ответственность”, “запреты”, “обязанности”, “компетенция”, “полномочия” и пр.

    Функции отражают характер деятельности, которую осуществляют служащие. Полномочия определяют объем исполнения отдельных функций, методы, которыми гарантируется их выполнение. Компетенцией следует считать пределы ведения должностного лица в соответствующем органе власти.

    Проще говоря, она характеризует не самого сотрудника, а конкретный пост, который он занимает.

    Специфика статуса

    Должностное лицо признается представителем власти. Характер его действий, функции, задачи определяются целями деятельности органа, в котором служит субъект. Соответственно, при выявлении нарушений должностных лиц в качестве ключевого критерия квалификации противоправных действий выступают функции лица, а не его должность.

    Административно-хозяйственные функции связаны с распоряжением, управлением имуществом, денежными средствами, контролем сделок с этими ценностями, принятием решений о распределении денежных средств и пр.

    Организационно-распорядительными признаются полномочия, связанные с руководством работой коллектива госоргана, муниципального или госучреждения. Это в том числе и формирование кадрового состава, определение конкретных трудовых функций для каждого работника, организация порядка службы, применения поощрительных или дисциплинарных мер и пр.

    Организационно-распорядительные полномочия позволяют должностному лицу принимать юридически значимые решения, влекущие определенные правовые последствия. К примеру, речь может идти о выдаче листков нетрудоспособности, назначении медицинской экспертизы, приеме экзаменов, установлении инвалидности и т. д.

    Достаточно часто должностные лица реализуют одновременно и административно-хозяйственные, и организационно-распорядительные функции. Лицо признается должностным на период их выполнения.

    Права

    Должностные лица, согласно действующему законодательству, вправе:

    1. Проверять личность физлица, полномочия и личность других служащих, представителей сторонних субъектов для допуска их к совершению юридически значимых действий.
    2. Истребовать материалы, документы, иные доказательства, которые необходимы для установления всех обстоятельств по конкретному делу. К примеру, в рамках административного производства запрос может быть направлен как частным лицам, так и другим государственным или муниципальным структурам.
    3. Проверять соблюдение закрепленной в законодательстве формы, срока действия документа, отсутствие исправлений, приписок, подчисток, соответствие копий оригиналу или надлежащее их оформление.

    В ходе производства по административным делам должностные лица вправе проверять сведения, сообщаемые частными лицами. При наличии соответствующих полномочий такая проверка может носить фактический характер и проводиться в форме осмотра, взятия образцов, совершения иных необходимых действий. Служащий вправе фиксировать полученные результаты в документах, приобщаемых к материалам дела.

    Обязанности

    Должностное лицо обязано предоставлять частным лицам сведения и обеспечивать доступ к документам и материалам, касающимся их свобод, интересов и прав. Данное предписание должно исполняться по требованию заинтересованного субъекта, а в случаях, прямо установленных законом, и без такого требования.

    Должностному лицу местного или государственного органа власти надлежит фиксировать поступающие документы, материалы и иные доказательства, предоставленные частными лицами или полученные от иных властных структур. Правила регистрации определяются в положениях, регламентирующих делопроизводство.

    Необходимо учитывать, что при поступлении сведений от частного лица, по инициативе которого возбуждается административное производство, а также при принятии иных процессуальных заявлений (к примеру, ходатайства о приобщении к делу каких-либо документов) необходимо соблюдать срок, закрепленный 8 статьей ФЗ № 59. Согласно положениям статьи, регистрация входящих материалов должна быть осуществлена в течение 3-х дн. с даты получения. Кроме этого, закон предписывает соблюдать сроки, отведенные на принятие решения и направление ответа заявителю.

    Ответственность должностных лиц

    Служащие, допустившие нарушение предписаний законодательных и иных правовых актов, могут быть наказаны в соответствии с действующими нормами. Особое внимание следует уделить уголовной ответственности должностных лиц.

    В юридической литературе выделяют специальную относительно самостоятельную группу посягательств – должностные преступления. Ответственность за них регламентируется статьями гл. 30 УК. Эти преступления обладают рядом специфических черт.

    В первую очередь, должностные преступления отличаются особым субъектным составом. Немаловажное значение имеют и характеристики объекта посягательства.

    При разбирательстве дел суды должны четко отграничивать должностные преступления от противоправных действий иных лиц, реализующих управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

    Ответственность последних за злоупотребление полномочиями устанавливается 201 статьей УК.

    Объект преступления

    Должностные лица, злоупотребляющие своими полномочиями, посягают на нормальную деятельность местных, государственных структур и учреждений, ВС РФ и воинских формирований.

    Работа этих органов и их подразделений основывается на публичных отношениях, определяющих задачи, содержание и цели муниципальной и госслужбы.

    Эти отношения предполагают правомерное, эффективное и справедливое осуществление уполномоченными субъектами их функций.

    Должностные лица обязаны в своей деятельности руководствоваться законом, а также интересами государства, общества и личности. Существенное нарушение указанных интересов и определяет высокую общественную опасность должностных преступлений.

    В качестве непосредственного объекта посягательства выступают интересы организаций, граждан, общества и государства. Должностные преступления не только приводят к ущемлению прав указанных лиц, но и подрывают авторитет власти, веру населения в защищенность своих интересов.

    Он связан с использованием лицами их должностного положения вопреки служебным интересам. Для привлечения к ответственности должно быть совершено деяние, указанное в диспозиции уголовной нормы и противоречащее полномочиям и задачам, возложенным на субъекта, должны наступить последствия преступления и обнаружиться причинная связь между посягательством и негативным его результатом.

    В некоторых уголовных нормах обязательным признаком противоправного поступка является наступление последствий в виде нарушения интересов и прав организаций, граждан и иных лиц. В других статьях составами преступлений предусмотрены нарушения в неявном виде, а последствия отражены в виде предоставления преимуществ, покровительства и пр.

    Надо сказать, что гл. 30 УК в целом содержит характеристики преступлений с материальным составом. Тем не менее в каждой конкретной ситуации следует устанавливать конкретные обязанности и права, использованные должностным лицом вопреки служебным интересам, каким актом и в каком порядке субъект был ими наделен.

    Субъекты преступлений

    Ими могут выступать должностные лица, а в случаях, предусмотренных законом, иные госслужащие или служащие местных структур власти, а также иные граждане, ответственность которых предусмотрена в соответствующем составе наряду с ответственностью служащих.

    С субъективной стороны деяние характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.

    Практически 3/4 статей Кодекса об административных правонарушениях закрепляет наказания для должностных лиц. Большая часть норм посвящена предпринимательской, а также административно-хозяйственной деятельности граждан. Среди огромной массы правонарушений отдельно следует выделить посягательства на отношения, связанные с:

    1. Реализацией гражданских прав.
    2. Охраной имущества.
    3. Экологией, природопользованием, защитой окружающей среды.
    4. Сельским хозяйством, ветеринарией.
    5. Связью и информацией.
    6. Строительством, промышленностью, энергетикой.
    7. Налогами и финансами.
    8. Предпринимательством.
    9. Таможенным делом.
    10. Воинским учетом.
    11. Порядком управления.
    12. Деятельностью органов госвласти.

    Как видно, административная ответственность распространяется практически на все общественные сферы.

    Особенности вменения санкций

    Согласно действующему законодательству, назначение наказания юрлицу не освобождает от ответственности должностных лиц. Наиболее распространенными видами наказания выступают административный штраф и запрет вести деятельность в течение определенного периода (дисквалификация).

    Надо сказать, что одного лишь статуса субъекта недостаточно для признания его должностным лицом. Достаточно часто граждане устраиваются на работу и не могут понять, кем они являются. Для определения своего статуса необходимо проанализировать свои обязанности и права.

    К примеру, возьмем кладовщика. Может ли он стать должностным лицом? Вполне. Такой статус он приобретет после подписания договора о материальной ответственности. Этот документ возлагает на него организационно-распорядительные полномочия: он может принимать и выдавать материальные ценности со склада.

    Источник: https://www.nastroy.net/post/ponyatie-i-opredelenie-doljnostnogo-litsa-v-zakonodatelstve-prava-i-obyazannosti-doljnostnogo-litsa

    Правник
    Добавить комментарий