Что значит номенклатурное. Формирование номенклатурных принципов в ссср

Что такое номенклатура пкм. Формирование номенклатурных принципов в ссср. Предназначение номенклатуры на предприятии

Что значит номенклатурное. Формирование номенклатурных принципов в ссср

Невозможна без их правильной систематизации. Основой систематизации документов в делопроизводстве является их правильная классификация для размещения в соответствующие дела.

Дело — это или совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных под одну обложку.

Порядок распределения документов в дела определяется номенклатурой дел.

Номенклатура дел — систематизированный перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения, по установленной форме.

Требования и оформлению номенклатуры дел содержатся в Основных правилах работы архивов организации, Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Это объясняется огромной значимостью этого документа для деятельности организации.

Обязательность составления номенклатуры дел предусмотрена также Правилами делопроизводства федеральных органов исполнительной власти.

Функции номенклатуры дел

Номенклатура дел — документ многоцелевого назначения.

Рассмотрим ее основные функции:

  • Номенклатура дел является основой для размещения и поиска документов по папкам.
  • Номенклатура дел закрепляет индексацию документов и дел.
  • Номенклатура дел устанавливает сроки хранения документов и является пособием по проведению первого этапа экспертизы ценности.
  • Номенклатура дел — учетный документ для дел временного (до 10 лет) хранения.
  • Номенклатура дел — основа для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу и актов на уничтожение дел организации с истекшими сроками хранения.

Виды номенклатур дел

Различаются три вида номенклатур дел: типовая, примерная и индивидуальная номенклатуры дел конкретной организации.

Типовая номенклатура дел устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом.

Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием их индексов, и носит рекомендательный характер.

Типовая и примерная номенклатуры дел разрабатываются службами документационного обеспечения управления организаций, имеющих подведомственную сеть учреждений.

Они являются методическими пособиями и используются организациями для составления конкретных номенклатур дел.

В номенклатуру дел организации из типовой или примерной номенклатуры дел переносят заголовки дел, конкретизированные с учетом ее специфики. Сроки хранения переносятся в индивидуальную номенклатуру без изменений.

Индивидуальная номенклатура дел составляется сотрудниками службы документационного обеспечения организации с привлечением руководства структурных подразделений. Руководители знают о перспективах развития организации, что позволяет предусмотреть состав документов, которые могут появиться в будущем.

При составлении номенклатуры дел руководствуются учредительными документами организации (уставом или положением об организации), штатным расписанием, положениями о структурных подразделениях, планами и отчетами о работе, перечнями документов с указанием сроков хранения, типовыми или примерными номенклатурами дел (при их наличии), номенклатурами дел за предыдущие годы.

Рис. 5.1. Форма номенклатуры дел организации

Номенклатура дел состоит из разделов, соответствующих структурным подразделениям.

Первым разделом должна быть служба докумен- тационного обеспечения управления, так как там хранятся документы руководства организации.

В небольших организациях, где не существует четкой структуры, разделами номенклатуры могут быть основные направления деятельности (организационно-распорядительная, планирование, финансирование, управление персоналом и т. п.).

Рис. 5.2. Форма номенклатуры дел структурного подразделения организации

В номенклатуру включают заголовки дел для группировки всех документов, поступающих или создаваемых в организации. Свои индексы имеют справочные журналы и картотеки. Электронные документы и базы данных также включаются в номенклатуру дел. Не включаются в номенклатуру заголовки печатных изданий (книг, буклетов, брошюр).

Сводная номенклатура дел организации (рис 5.1) составляется на основании номенклатур дел структурных подразделений (рис. 5.2).

В первой графе указывается индекс дела.

Он состоит из установленного в организации цифрового обозначения структурного подразделения (направления деятельности) и порядкового номера заголовка дела в пределах структурного подразделения. Индексы обозначаются арабскими цифрами.

Например: 01-02, где 01 — наименование структурного подразделения (канцелярия), а 02 — порядковый номер заголовка дела («Положение о канцелярии и должностные инструкции сотрудников»).

Во вторую графу включается важнейший элемент номенклатуры — заголовок дела.

Заголовок должен максимально точно отражать содержание и состав , включенных в дело. Заголовок обычно состоит из следующих элементов:

  • название вида дела (дело, переписка, журнал и т.п.) или название вида и разновидности документов (протоколы, приказы и т.п.);
  • название адресата или корреспондента;
  • краткое содержание документов дела;
  • название местности, с которым связано содержание документов;
  • даты (период), к которым относится содержание дела;
  • указание на копийность документов.

Набор элементов не всегда будет полным и будет определяться характером документов, сгруппированных в дело.

Заголовки дел не должны содержать неконкретные, расплывчатые формулировки («разные материалы, входящие документы» и т.п.). Подумайте, в какой папке легче найти нужный документ: «Общая переписка» или «Переписка со средними школами Восточного округа по вопросам организации работы школьных библиотек»?

В заголовках дел, содержащих документы по одному вопросу, но не связанных последовательностью исполнения, в заголовок может выноситься название «Документы», но в конце в скобках указываются виды документов. Например: «Документы о проведении конференций (программы, списки, доклады)». Также термин «документы» применяется в заголовках дел, содержащих документы-приложения.

Внутри разделов заголовки дел располагаются по степени их важности. В начале располагают дела, содержащие учредительные, организационные и распорядительные документы. Заголовки дел, содержащих распорядительные документы вышестоящих органов, располагают перед заголовками дел с приказами руководителя организации.

Затем следуют заголовки дел содержащих плановые, отчетные, информационно-аналитические документы, переписку, отражающие специфику деятельности структурного подразделения.

Заголовки дел, составленных по корреспондентскому и географическому признакам, вносятся в номенклатуру по алфавиту названий.

Третья графа номенклатуры заполняется в конце года. В ней указывается количество единиц хранения. В одну папку помещают не более 250 листов.

Если документов образуется больше, заводится следующая папка с этим же заголовком и индексом. Для их идентификации обычно применяется дополнительная нумерация по томам.

Поэтому информация о том, сколько томов дела с данным заголовком было заведено, может быть получена в конце года.

В четвертой графе указывается срок хранения дела, номера статей по перечню. Одним из основных справочников для определения сроков хранения является Перечень типовых документов. Также источниками для определения сроков хранения являются типовые и примерные номенклатуры.

Сроки хранения электронных документов соответствуют сроку хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях. В одно дело не могут объединяться документы, имеющие временный и постоянный сроки хранения.

При включении в дело документов, имеющих различные временные сроки хранения, в номенклатуре указывается наибольший срок.

Пятая графа «Примечания» служит для проставления отметок о заведении дел, о переходящих делах, о передаче дел, о выделении дел на уничтожение и т.п. Для дел, состоящих из электронных документов и баз данных, в этой графе проставляется отметка «в электронном виде».

Таблица в готовой номенклатуре должна быть заполнена полностью, за исключением графы 3, которая заполняется по окончании календарного года, когда становится ясно, сколько документов отложилось в деле.

Если дело с постоянным и долговременным сроком хранения (свыше 10 лет) превышает 250 страниц, то его необходимо делить на тома (части). В графе 3 напротив таких дел проставляется количество томов, т.е.

количество единиц архивного хранения.

Номенклатура дел структурного подразделения согласовывается с архивом и подписывается руководителем структурного подразделения.

Номенклатура дел организации оформляется на общем бланке, визируется руководителем архива, подписывается руководителем службы документационного обеспечения управления, согласовывается с экспертной комиссией организации.

Организации, передающие документы на государственное хранение, передают проект номенклатуры на согласование экспертно-проверочной комиссии соответствующего архива.

Необходимость согласования номенклатуры дел федерального органа исполнительной власти с архивом установлена Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. После согласования номенклатура дел утверждается руководителем организации.

В конце каждого года номенклатура дел уточняется, утверждается руководителем организации и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.

В конце календарного года каждое структурное подразделение в выписке номенклатуры дел организации составляет итоговую запись (рис 5.3).

Nomenclatura) (книжн.). Совокупность употребляемых в какой-нибудь специальности названий. Номенклатура медицинская, географическая, телеграфная и т.д.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Синонимы:

Смотреть что такое “НОМЕНКЛАТУРА” в других словарях:

    – (лат., от nomen имя). Совокупность названий предметов какой нибудь науки. Перечень названий предметов, без всяких объяснений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НОМЕНКЛАТУРА [лат. nomenclatura роспись… … Словарь иностранных слов русского языка- (лат. nomenclatura – перечень, список) – сводка терминов, названий, осн. понятий, употребляемых в к. л. отрасли знания. В основе любой правильно построенной Н. всегда лежит определ. система классификации. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.:… … Философская энциклопедияСм … Словарь синонимов- (nomenklatura) Формально термин относится к факту назначения на руководящие посты в советском государственном аппарате (от директора предприятия до министра) партийными органами по спискам (номенклатуре) подходящих кандидатов. В общем… … Политология. Словарь.Номенклатура – (лат. nomenclature перечень, от nomen имя + calare созывать; англ. nomenclature) 1) систематизированный перечень материалов, конструкций и деталей, используемых на производстве, или товаров, в котором каждому наименованию предмета условно… … Энциклопедия права- (латинское nomenclatura перечень, роспись имен), 1) перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой либо отрасли науки, техники и пр. (например, номенклатура товаров). 2) Номенклатурные кадры перечень руководящих должностей … Современная энциклопедия- (лат. nomenclatura перечень роспись имен), 1) перечень названий, система терминов, категорий, употребляемых в какой либо отрасли науки, техники и пр. (напр., номенклатура товаров).2) Номенклатурные кадры перечень руководящих должностей,… … Большой Энциклопедический словарьЖен., лат. собрание и объясненье условных названий и речений какой либо науки. Философская, юридическая, ботаническая номенклатура, именословие. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даляноменклатура – ы, м. nomenclature

Источник: https://www.namvd.ru/chto-takoe-nomenklatura-pkm-formirovanie-nomenklaturnyh-principov-v-sssr/

Номенклатура в СССР: численность, формирование, этапы развития и ее роль в истории СССР

Что значит номенклатурное. Формирование номенклатурных принципов в ссср

Приход к власти большевиков и установление советской власти привели к формированию нового правящего класса, получившего название номенклатуры. В СССР господствовала точка зрения, согласно которой новое и первое в мире социалистическое государство должно решительно порвать с традициями имперской России.

Это касалось не только общественного строя, образа жизни, культуры, но и системы управления. Появились правительственные органы, названия которых не всегда отвечали их функциям.

Например, Центральный исполнительный комитет СССР обладал законодательной властью, в то время как исполнительным органом являлся Совет народных комиссаров, а впоследствии – Совет министров.

Предпосылки формирования номенклатуры

Во всех этих органах существовали должности, предопределенные как их функциями, так и необходимостью решения текущих дел.

В условиях однопартийной системы и отсутствия внутрипартийной демократии назначения производились списками, за которые формально али делегаты съездов.

Таким образом, номенклатура в СССР – это изначально перечень государственных должностей, на которые партия назначала кажущихся подходящими людей. Впервые такой метод был опробован после принятия Конституции 1924 года.

Для того чтобы понимать, что означал термин “номенклатура” в СССР, необходимо иметь в виду, что уже в первые дни советской власти, в период военного коммунизма, была произведена масштабная национализация средств производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Другой важный процесс – начало сращивания партии с государством, неизбежный в силу того, что другие политические силы были устранены.

Воспроизведение номенклатуры осуществлялось не благодаря карьерному росту или эффективной работе на занимаемом посту, а через монопольное право партии на власть.

Институциональное выделение особого слоя в составе правящей верхушки, ныне известного как номенклатура, в СССР началось с создания в 1920 году учетно-распределительных отделов при центральных и губернских комитетах РКП(б). Их функцией был подбор кадров на замещение управленческих должностей.

Спустя четыре года создается Орграспредотдел во главе с Лазарем Кагановичем. Функции нового органа были такими же, как и у учетно-распределительных отделов, однако уже в первые годы его работы складывается значительная диспропорция по распределению мест: из 8761 назначения в 1925-1927 гг.

на чисто партийные должности приходится лишь 1222.

Постановление “О назначениях”

Оно было принято 12 июня 1923 года, и начиная с этого в истории СССР и России номенклатура получает юридически оформленный способ самовоспроизведения.

Постановление и его расширенный вариант от 16 ноября 1925 года предусматривали замещение руководящих должностей по спискам. Первый предусматривал назначения, исходящие непосредственно от ЦК, второй же согласовывался с Орграспредотделом.

Первый список через некоторое время был расширен категорией выборных должностей, которые утверждались в особо создаваемых комиссиях.

Советская система управления с самого начала своего существования демонстрировала тенденцию к бюрократизации.

Количество и наименования должностей в скором времени начинают увеличиваться, поэтому возникают третьи списки.

Номенклатура в истории СССР – это не только партийные функционеры и высшие должностные лица, но и руководители местных отделений, государственных учреждений и общественных организаций.

Разрастание правительственного аппарата было столь стремительным, что уже в 1930 г.

Орграспредотдел был разделен на два отделения, первое из которых ведало назначением лишь на партийные должности, а второе отвечало за замещение должностей в системе государственного управления, а также в общественных организациях.

Такая система действовала до принятия в 1946 году новых номенклатурных списков. В сталинское время были также предусмотрены проверка качеств партийного работника и экзамены на соответствие занимаемой им должности.

Номенклатура в начале существования СССР

К началу горбачевской перестройки номенклатура в СССР стала привилегированным классом, сосредоточившим в своих руках значительные богатства. Однако в начале существования государства ее положение было менее заметным и в большей степени отвечало представлениям о социалистической форме правления.

Не последнюю роль в этом играла экономическая разруха: партийному дельцу было попросту нечем владеть. Единственное, на что мог рассчитывать функционер в 20-е годы – повышенный паек.

Кроме того, был принят закон, устанавливающий максимум заработной платы должностного лица. Логическим следствием революционных идеалов были завышенные требования к имиджу и поведению члена партии.

В некоторых случаях угрозы расстрела за нерадение на должности претворялись в жизнь.

Власть на рубеже 20-30-х гг

Новая экономическая политика позволила стабилизировать положение в стране, а предусмотренное ею разрешение на частную кооперацию привело к росту благосостояния общества.

Борьба за власть, начавшаяся после смерти Ленина, осуществлялась во многом аппаратными методами, что не только усилило роль генерального секретаря ЦК ВКП(б), но и его ставленников, то есть партийно-государственной номенклатуры СССР.

Однако этот этап может рассматриваться лишь как стартовый.

Еще не исчезли революционные идеалы, многие были воспитаны на классических трудах Маркса и Энгельса и не особенно стремились к повышению личного материального благосостояния.

Решительный шаг к этому был сделан со свертыванием нэпа и запуском процесса индустриализации. Это позволило избавиться от карточной системы, и люди, оказавшиеся на вершине власти, озаботились собственными нуждами.

Привилегии номенклатуры при Сталине

Судебные процессы и начинающиеся репрессии требовали ротации должностных лиц.

Чтобы повысить заинтересованность рядовых партийцев в получении управленческого поста, вводились гарантии твердого жалования и возможности приобретения необходимых товаров за эти деньги.

Поскольку проблема дефицита не была решена окончательно, возникли спецраспределители. Но в сталинское время доступ к ним имели не только партийные функционеры, но и рабочие-ударники.

Помимо этого, при Сталине номенклатура обзавелась новыми квартирами в черте города, получила дачи, но при этом на рост ее благосостояния стоял ряд жестких внутренних ограничений.

Часть из них проистекала из прежних революционных идеалов, воспрещающих не только вызывающую роскошь, но и в принципе наличие вещей не первой необходимости.

В условиях репрессий, где практически каждый шаг мог быть расценен как вредительство, партийные функционеры предпочитали не искушать судьбу.

Рост привилегий номенклатуры СССР при Хрущеве

Свертывание репрессий, переход от тоталитарных методов управления к авторитарным и заданный XX съездом КПСС курс на демократизацию позволил высшим должностным лицам не беспокоиться за свой пост, а тем более за жизнь.

Определенные в постановлении 1946 года положения о месте и функциях должностных лиц внесли определенность в их статус.

Рост влияния номенклатуры стал в хрущевское время таким, что ей удалось сместить в 1964 году самого генерального секретаря.

В материальном же отношении положение номенклатуры улучшилось не так значительно. Обычный функционер этого периода имел право на квартиру, загородный дом, дачу, автомобиль иностранного производства.

Кроме того, лица, принадлежащие к номенклатуре в СССР, могли выезжать за границу, а до появления средств домашнего просмотра посещать демонстрации зарубежных фильмов в кинотеатрах.

Разумеется, объем этих привилегий разнился в зависимости от положения функционера в системе власти: низовые управленцы о просторных квартирах и элитном отдыхе могли только мечтать.

Численность советских должностных лиц в период оттепели резко снижается. В таблице ниже приводится выборка по по номенклатурным спискам в сравнении с показателями 1946 года:

19461954195619571958
42000 (100%)23576 (56%)26210 (62%)12645 (30%)14342 (34%)

Причин тому было несколько. Одна из них – репрессии на завершающем этапе сталинского правления.

Другая, более значительная, состоит в принятии в июле 1953 года постановления о сокращении численности партийной номенклатуры в СССР для повышения ответственности руководителей в деле подбора кадров.

Но такое объяснение было формальным. Истинная же причина такого масштабного сокращения состояла в трудности контроля за номенклатурой и долгим процессом ее формирования.

Психологический облик номенклатуры периода брежневского застоя

Советская система достигла своего апогея именно во время правления Л.И.Брежнева. Но этот же период одновременно являлся эпохой стагнации как в экономике, так и в политической жизни страны.

Формирование партийно-государственной номенклатуры в СССР происходит за счет выходцев из крестьянских и рабочих семей. Это отразилось на менталитете правящих элит.

С происхождением связывается беспрекословное повиновение приказам сверху, бездействие и перекладывание ответственности.

По образованию тогдашние функционеры были выходцами из технических или сельскохозяйственных вузов или военных училищ.

Резко сократилось количество профессиональных юристов, во многом потому что они могли подвергнуть сомнению и критике сложившуюся систему управления.

Общность взглядов, образование, исполнение сходных функций и складывание корпоративной этики позволяют говорить об окончательном формировании в СССР номенклатуры как класса. Кроме того, многие должности в системе управления становятся наследственными.

Состав номенклатуры

Говоря о численности советского правящего класса, необходимо учитывать что помимо традиционных номенклатурных списков существовала развитая клиентела. Продвижение по карьерной лестнице сильно зависело от вышестоящих чинов, поэтому реальное количество функционеров официальная статистика не выражает.

Главной характеристикой принадлежности к номенклатуре являлось не наличие материальных ресурсов, а объем имеющейся власти. Основу этого класса составляла правящая элита советского общества. Это ядро не было однородным, а включало в себя три уровня: члены ЦК КПСС, областные функционеры и районные должностные лица.

К концу существования СССР стал формироваться четвертый уровень, включающий в себя первичные партийные организации. Таким образом то, что в СССР называли номенклатурой, представляло собой сеть партийных и государственных работников, в которой каждый был связан как со своими клиентами, так и со своими патронами.

Разложение номенклатуры

Отсутствие инициативы, беспрекословное следование приказу и все возрастающий объем привилегий способствовал кризису внутри номенклатуры. Все меньшее значение имела коммунистическая идеология, оказались забытыми революционные идеалы. Высшие должностные лица оказались замешаны в ряде уголовных процессов брежневской эпохи.

При этом правящая верхушка оказалась не способна давать адекватную оценку реальному состоянию дел в стране. С этой точки зрения особенно показательным является начало перестройки: именно с подачи номенклатуры и при ее поддержке была объявлена гласность. Привыкшие к однообразным отчетам функционеры не могли представить, что своими руками дали возможность народу высказать свое недовольство.

Распад СССР

Вслед за гласностью Горбачев инициировал программу обновления кадров. За короткий срок около 80% функционеров были смещены со своих должностей. С этого момента можно говорить о том, что власть в СССР номенклатура утратила. Однако оставались формальности.

15 октября 1989 года было опубликовано постановление ЦК, в котором четко демонстрировалось намерение полностью демонтировать систему комплектования властных органов. Учетно-контрольная номенклатура этим в истории СССР была упразднена.

Однако подача кандидатов списками и ание по ним сохранялось едва ли не до самого конца существования СССР. Лишь в августе 1991 года этот принцип был официально отменен.

Крах номенклатуры был предопределен. Демократизация общества, возникновение плюрализма как в экономической, так и политической сферах положили конец громоздкому механизму партии-государства. Брешь, пробитая в самом центре номенклатурной сети, положила конец правлению партийных функционеров.

Источник: https://FB.ru/article/380520/nomenklatura-v-sssr-chislennost-formirovanie-etapyi-razvitiya-i-ee-rol-v-istorii-sssr

Номенклатура дел. Формирование номенклатурных принципов в ссср

Что значит номенклатурное. Формирование номенклатурных принципов в ссср

25.02.2019

Естественная реакция начинающего кадровика, увидевшего хаос в кадровом документообороте или вообще его отсутствие – паника. Первые вопросы – с чего начать, что нужно для работы отдела кадров.

А нужно систематизировать все дела! По принципу Менделеевской системы элементов, надо разложить дела отдела кадров. Составить список дел, подготовить папки для них и вперёд! Есть такое понятие, как номенклатура.

Что такое номенклатура дел? Это и есть ваша система Менделеева, по которой вы будете работать. Сейчас всё разложим по полочкам, и всё будет понятно.

Понятия

Что такое номенклатура дел

Номенклатура дел – это список, в который вы включите все дела организации.

Дело – это папка с документами, которые собираются по одному признаку. Например, приказы об отпусках – это одно дело, а приказы о приёме на работу – другое. Ещё есть индекс отдела и самого дела. Индекс дела – это номер по номенклатуре, через слеш ставится номер тома. А индекс отдела – это номер отдела из сводной номенклатуры (если, конечно, такая есть).

Сводная номенклатура дел – это документы всей организации. То есть если разделить организацию на отделы, то каждому будет присвоен свой номер.

Пример сводной номенклатуры

Например: 1 – канцелярия (или секретариат), 2 – бухгалтерия, 3 – отдел кадров, 4 – юридический отдел и т.д.

Виды номенклатур

При советской власти все документы были строго унифицированы, то есть должны были применяться во всех организациях. Сейчас применять унифицированные формы не обязательно, но можно их использовать, чтобы упорядочить свои дела.

Есть три варианта номенклатур:

  • типовая номенклатура дел (для однотипных отделов или компаний);
  • примерная номенклатура дел (скорее, рекомендательная, в которой содержится примерный состав папок, которые нужно завести в компании);
  • индивидуальная (её составляют с учётом специфики и структуры компании).

Мы будем говорить как раз об индивидуальной – о кадровой номенклатуре.

Составление номенклатуры дел

Чтобы составить номенклатуру, надо знать, какие документы в ходу у отдела кадров. Для начала составим таблицу из пяти столбцов:

  • индекс дела;
  • заголовок;
  • количество томов;
  • сроки хранения;
  • примечания.


Если есть сводная номенклатура, то индекс дела будет начинаться именно с номера отдела
. Например, если ваш отдел под 3-м номером, то индекс дел начнётся с 3-01 (где 01 – это номер папки с документами). А если вы составляете номенклатуру только для своего отдела, а сводной нет, то индекс будет начинаться просто с 01 (далее 02, 03 и т.д.).

Заголовок – это название папки, например «Положение о проходной».

Количество томов – это и есть их количество. Ведь в дело можно вложить максимум 250 листов (по инструкции по делопроизводству). Эту ячейку вы заполните в конце года от руки, вы же не знаете, сколько томов у вас наберётся. В небольшой организации с текучкой кадров, например, приказов о приёме на работу набирается за год где-то тома 3.

Сроки хранения документов тут расписывать не имеет смысла, их очень много. Поэтому вот тут их можно посмотреть.

В примечаниях можно указывать:

  • о заведении дела (если дела хранятся постоянно, здесь нужно отметить, что дело заведено);
  • о переходящих делах;
  • о передаче в архив города;
  • об уничтожении (если срок вышел или принят новый ЛНА).

А теперь нужно заполнить строчки. Построчно вписываем все документы, которые в ходу у кадровика. Начнём с папки №1 – с положения об ОК. Предположим, что сводная номенклатура всё же есть, но даже если её нет, давайте установим индекс отдела кадров – 03, а вдруг появится, тогда не нужно будет ничего переделывать. Ведь не закреплены же законодательно сроки составления номенклатуры.

Первая строчка будет такая:

  • индекс дела – 3-01;
  • заголовок будет «Положение об отделе кадров»;
  • количество томов не пишем (он наверняка будет 1);
  • срок хранения пишем «до минования надобности»;
  • в примечании можно указать, что дело заведено.

Внимание!

Важно: нельзя в одно дело помещать документы с разными сроками хранения! Например, приказы об административных отпусках должны храниться 5 лет, а об очередных – 75! Как вы передадите дела в архив? Их не примут! Заводите отдельные дела на все виды приказов.

Оформление и утверждение номенклатуры дел

Когда проект вы подготовите, принесите директору посмотреть, возможно, он добавит ещё дела.
Если всё в порядке, готовьте приказ об утверждении номенклатуры дел (

НОМЕНКЛАТУРА

НОМЕНКЛАТУРА

(лат. nomenclatura – перечень, список) – сводка терминов, названий, осн. понятий, употребляемых в к.-л. отрасли знания. В основе любой правильно построенной Н. всегда лежит определ. классификации.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.

НОМЕНКЛАТУРА

НОМЕНКЛАТУРА (лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) – правящий слой социалистического общества, обладающий определенными привилегиями социальными. Представления о номенклатуре развивались в русле концепций нового класса. Еще Н. А.

Бердяев констатировал, что , усилив государственную , создает колоссальную бюрократию, новый привилегированный , который может жестоко эксплуатировать народные массы. Политическая , констатировал М. Джилас, есть новый класс коммунистического общества.

Некоторое между номенклатурой и усиливающей свои позиции западной политической, административной, производственной бюрократией (концепции “революции менеджеров”, разделения собственности и контроля) побуждает теоретиков и политиков (Б. Рицци и др.

) усматривать в формировании номенклатуры всеобщей тенденции к бюрократизации общества.

По мнению М. С. Восленского, номенклатура – господствующий класс социалистического общества, которое, как и все предшествовавшие классовые общества, является антагонистическим.

В этот класс входят лица, состоящие в штатной номенклатуре партийных органов: ответственные работники парторганов, руководители государственных органов и негосударственных организаций и учреждений.

Принадлежность к выборной номенклатуре (члены выборных партийных органов, депутаты Советов), не подкрепленная принадлежностью к штатной номенклатуре, означала в элиту, но не в правящий класс.

В качестве правящего класса номенклатуру иногда рассматривают как коллективный собственности, формально именуемой общенародной или государственной (Джилас, Вселенский).

При коммунистических режимах, считает Джилас, общественно-политические отношения и (тоталитарная власть и монополия на собственность) сопрягаются сильнее, чем где-либо еще.

При этом собственности переводится из юридической в “фактическую” плоскость в духе концепций “реальной собственности” (собственник тот, кто обладает контролем, фактически распоряжается).

В действительности, однако, номенклатура получает неограниченного распоряжения государственной собственностью не потому, что сама является собственником, а в силу институционального, безлично-субъектного характера представляемого и персонифицируемого ею государства как юридического (и фактического) субъекта права собственности в отношении основной массы средств производства (см. ).

С идеей номенклатурного государства перекликается развивавшаяся евразийцами идеократии – построения государства и всего общества на основе безусловного господства некоторой “правильной” идеи, “идеи-правительницы”, носителем и проводником которой выступает правящий слой, формируемый на основе подбора.

Лит.: Вселенский М. С. Номенклатура. М., 1991; Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.,1992.

В. М. Быченков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Синонимы:

Формирование номенклатурных принципов в ссср. Что такое номенклатура в делопроизводстве

Что значит номенклатурное. Формирование номенклатурных принципов в ссср

Советы возникли стихийно во время двух русских революций (1905 г. и февраль 1917 г.) и были самыми массовыми организациями трудящихся.

Номенклатура возникла как историческое продолжение организации профессиональных революционеров, сделавшихся после победы революции профессиональными правителями страны. Создание номенклатурных списков являлось рождением замкнутого слоя правящей элиты.

Появилось два понятия «номенклатура» и «бюрократия». Эти два термина абсолютно противоположны по своему значению.

Бюрократия есть распределение функций между руководящими органами, а номенклатура – перечень руководящих должностей в государственном аппарате и общественных организациях, замещение которых производит вышестоящий орган.

Политической системой Советского Союза являлась Коммунистическая партия Советского Союза, сами Советы (а также комсомол, различные профсоюзы и т.д.), которые по идее В.И. Ленина должны были связывать партию с народом.

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении причин появления и развития номенклатуры с момента образования СССР и положение этого явления на современном этапе.

Именно номенклатура как господствующий социальный слой, сформированный за десятилетия правления в СССР советского режима, требует приоритетного внимания при анализе существующих политических порядков, необходимом для оценки перспектив развития России.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить конкретные задачи:

раскрыть теоретические основы: сущность, классификацию номенклатурного принципа организации власти в СССР, функции органов управления, методы и способы принятия решений во властной структуре;

проанализировать прошлое номенклатуры и на основе выводов попробовать спрогнозировать её дальнейшую трансформацию.

В данной работе были использованы материалы М.С. Восленского. В его работе отчётливо отражена тема о господствующем классе номенклатуры, история её появления и развития. А также были задействованы исторические труды Т.Г.

Архиповой об истории государственной службы; А.А. Пригарина, В.К. Дяченко, Л.А. Гриффена о связи социализма с российской системой управления; А.Н. Марковой, Т.П. Коржихиной об истории Российской государственности и др.

Понятие номенклатуры

Суть номенклатуры заключается в том, она сама диктует свою волю государственным органам через решения, мнения и указания руководящих партийных инстанций.

Формальный механизм формирования номенклатурных кадров в СССР состоял в назначении на руководящие должности по решению органов КПСС, но фактически такие назначения осуществлялись по протекции конкретных партийных функционеров соответствующего уровня партийной иерархии и оформлялись решениями партийных органов.

При этом партийные функционеры всех уровней иерархии стремились в первую очередь предоставить руководящие должности, находящиеся в сфере их влияния, кадрам, проверенным на личную преданность.

Следует особо подчеркнуть, что процессы формирования и деятельности советской номенклатуры полностью контролировались КПСС, обладавшей строго централизованной иерархической структурой, хотя номенклатурные методы подбора и расстановки кадров непосредственно зародились и получили широкое распространение, прежде всего, в самой партийной среде.

Протекционистский Протекционизм – подбор должностных лиц не по деловым качествам, а по знакомству, по протекции. механизм назначения на руководящие должности исходя из критерия личной преданности и определяет основные онтологические Онтология – философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. свойства номенклатуры, которая и в посткоммунистической России составляет социальную основу правящего режима.

В самой номенклатуре нет жёсткой иерархии рангов, обеспечивающей сравнимость чиновничьих постов в различных сферах государственной структуры. Но главное – в номенклатуре нет составляющего суть чиновничества планомерного перемещения всех чиновников вверх по ступеням иерархической лестницы.

Легко меняются специальности, кабинеты, но незыблемой остается принадлежность к номенклатуре. Эта незыблемость гарантируется самим особым порядком формирования номенклатуры. Итак, «номенклатура» – это буквально латинское слово «ном» (перечень имён или наименований). В бюрократии всё с точностью до наоборот.

Первоначально, при Сталине также, этим термином обозначалось распределение функций между различными руководящими органами. Таким образом, номенклатура – это перечень руководящих должностей в государственном аппарате и общественных организациях, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган.

В то же время этот термин обозначает и перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для их замещения.

Датой оформления номенклатуры можно считать 12 июня 1923 г., когда Оргбюро ЦК приняло постановление «О назначениях». В октябре 1923 г. ЦК партии вынес решение об основных задачах учётно-распределительной работы, 16 ноября 1925 г. Оргбюро приняло новое развёрнутое положение о порядке подбора и назначения работников.

Так называемые, номенклатурные списки – это документы, скрывающие сущность механизмов господства и воспроизводства касты «руководителей», и основанная на них система, запускающая эти механизмы.

Создание таких документов не было обычной организационно-технической процедурой.

Оно представляет собой важнейшую политическую и социальную акцию – рождение замкнутого слоя власть имущих, «канонизированных» начальников всех уровней власти.

Работа по совершенствованию процедуры пополнения номенклатуры и перемещения в ней продолжалась и далее. Про неё вспомнили сразу же после Второй мировой войны. Но в целом это были уже дополнения и уточнения, процесс рождения нового господствующего класса уже завершился. Номенклатура прочно взяла в свои руки власть в обществе и до 80-х гг. только модернизировалась.

После 1970 г. постепенно исчезает в биографических данных высшей номенклатуры графа «социальное происхождение», такие сведения засекречиваются. Скорее всего, это связано с появлением нового класса «служащих», разнородной смеси больших социальных групп.

Это образование, оказавшееся между высшей номенклатурой и работниками материального и духовного производства, являлось непосредственным хранителем материальных ценностей, распорядителем рабочей силы и учётчиком рабочего времени.

Эти признаки и многочисленность позволяют говорить именно о классе.

Показательны и изменения в образовательном уровне номенклатуры. Брежневская номенклатура, в основном, имеет техническое, военное или сельскохозяйственное образование. Юристы в рядах номенклатуры были большой редкостью. Их профессионализм был крайне опасен установившемуся корпоративному режиму.

Положение номенклатурного работника в 70-е гг. было более комфортным, чем в 30-е. Он уже не жил в постоянном страхе за свой пост. В сталинское время насколько легко люди оказывались на вершине власти, настолько легко они могли быть от неё отстранены. Очень частым явлением были «чистки» как партийных рядов, так и госаппарата.

При всех неудачах было традицией искать виновных – это «врагов народа», «вредителей» и др. «Перетряхивание» парт-, госаппарата, кооперативных и общественных организаций проводилось в период с 1925 по 1932 гг. специальными комиссиями из представителей партийных, профсоюзных и советских органов.

«Вычищено» было примерно 10 % от общего числа проверенных.

От «чисток» перешли к более радикальным мерам – репрессиям, которые коснулись всех слоёв общества. Это были самые сложные годы для номенклатуры. Репрессии действительно оказались сильным потрясением для номенклатуры, запомнившей, что власть её не вечна. Поэтому особенно важной вехой в истории номенклатуры стало подчинение ей КГБ.

Верхушка номенклатуры продолжала следить за тем, чтобы органы не вышли из-под её контроля, что явилось наиболее важным шагом к неотчуждаемости номенклатуры. К этому времени в номенклатуре вырастает классовое сознание, она чувствует свою общность. Как замкнутая каста, правящий класс СССР начинает переходить к самовоспроизводству.

Номенклатурная должность не наследуется, но принадлежность к классу номенклатуры становится фактически наследственной. Ещё одной характерной чертой номенклатуры было обладание различными «благами», недоступными простым советским гражданам.

Список этих благ довольно обширен: бесплатные или льготные путёвки в дома отдыха и санатории, предоставление квартир в домах повышенной благоустроенности, спецбольницы и поликлиники, госдачи и т.д.

Так как номенклатура – это «управляющие», то функция управления – это стержень номенклатуры. Исторический путь развития этого класса проходит от захвата государственной власти до господства и в сфере производства.

Номенклатура осуществляет в первую очередь политическое руководство обществом, а руководство материальным производством является для неё второстепенной задачей. Политическое управление – это наиболее существенная функция номенклатуры.

Она обеспечивает всю полноту власти в обществе, все выполняемые решения в стране принимаются именно ею. Каждый номенклатурщик имеет свой отведённый ему участок властвования. Главное в номенклатуре – власть, а не собственность. Она стоит над законом. Тот, кто по счастливому стечению обстоятельств оказался в номенклатуре, может считать, что останется в ней прочно.

Господство каждого класса всегда было властью незначительного меньшинства над огромным большинством. Обеспечение устойчивости такой системы требует многообразных тщательно продуманных мер.

Это и прямое насилие над недовольными, и угроза его применения в отношении потенциальных противников, и экономическое давление и поощрение, и не в последнюю очередь – маскировка, скрывание подлинных отношений в обществе.

Господствующий класс всегда стремился скрыть факт своего господства. Трудно сказать, где границы «нового класса».

Номенклатура – та организованная Сталиным и его аппаратом «дружина», которая научилась властвовать.

Nomenclatura) (книжн.). Совокупность употребляемых в какой-нибудь специальности названий. Номенклатура медицинская, географическая, телеграфная и т.д.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Синонимы:

Правник
Добавить комментарий