Что значит трансграничная передача персональных данных. Трансграничная передача персональных данных – это что такое

Трансграничная передача персональных данных это: правила передачи данных и возможные ограничения

Что значит трансграничная передача персональных данных. Трансграничная передача персональных данных - это что такое

Трансграничная передача персональных данных – это весьма непростая процедура, в которой участвуют два государства в целях пересылки определенной информации гражданина одной из стран.

Несмотря на то, что в России на федеральном уровне существует несколько законов, оговаривающих принципы проведения трансграничной передачи данных, на практике этот процесс сталкивается с неизбежными трудностями.

Основной проблемой является обеспечение полной защиты передаваемых сведений, от которой может зависеть не только благополучие субъекта ТППД, но и всего государства, от которого исходит сообщение. О том, как происходит трансграничная передача персональных данных и какие ограничения она предполагает рассказываем далее.

Трансграничная передача персональных данных

Что такое трансграничная передача данных

Под трансграничной передачей персональных данных (далее по тексту ТППД) подразумевается процесс пересылки определенной информации за пределы Российской Федерации в одно из иностранных государств. Пересылка осуществляется операторами и предназначается органам власти, физлицу или юрлицу соответствующей страны.

Наиболее полную информацию о ТППД можно подчерпнуть из третьей статьи ФЗ, посвященной персональным данным и способам их существования в информационном пространстве. Также ТППД затрагивается и сто пятьдесят вторым ФЗ, в котором содержится еще одно определение данного явления.

3 статья ФЗ О персональных данных

Ограничения

Государство имеет право наложить запрет на передачу ПД через границу страны в тех случаях, когда утечка данных будет грозить следующими опасными последствиями:

  • нарушения опорных пунктов Конституции;
  • посягательства на нравственность;
  • возможный ущерб здоровью граждан;
  • ущемление прав, а также законных интересов жителей России;
  • угроза безопасности страны;
  • невозможность осуществить полноценную оборону.

Передача персональных данных через государственные границы сопряжена с рядом опасностей

Во всех прочих ситуациях законодательством не предусматриваются никакие запреты на пересылки ПД.

При этом пересылка эта может адресоваться только тем странам, которые способны обеспечить защиту прав граждан РФ.

К безопасным в отношении передачи данных странам являются те государства, которые считаются сторонами Конвенции или же государства, указанные в специальном перечне, составленном с помощью Роскомнадзора.

Передача данных небезопасным странам

Если же говорить о странах, на которые требования Конвенции не распространяются, то они также могут участвовать в ТППД. Однако для того, чтобы осуществить передачу сведений стране, которая не гарантирует безопасность участникам ТППД, потребуется учесть несколько обязательных пунктов:

  • для осуществления передачи данных понадобится согласие от участника ТППД на то, чтобы информация о нем была передана соответствующей стране;
  • передача данных должна быть предусмотрена международным договором Российской Федерации;
  • передача данных предусматривается ФЗ России в ряде случаев, при которых от пересылки информации зависит сохранение конституционного строя, обеспечение личных интересов граждан, сохранение безопасности в стране и так далее;
  • передача данных оговаривается договором, который был заключен с участником ТППД;
  • от передачи данных зависит благополучие того, кому эта информация принадлежит (в таких ситуациях от субъекта ТППД даже не требуется получение письменного согласие на пересылку сведений).

При передаче данных в небезопасную страну потребуется предварительное заключение договора

Из всех вышеуказанных пунктов можно сделать вывод о том, что ТППД возможна и при участии стран, не гарантирующих безопасность субъекту передачи данных. Для этого потребуется наличие предварительной договоренности или задокументированного согласия лица, чья сведения будут переданы.

Для стран, гарантирующих субъекту ТППД защиту его прав, подобные соглашения не требуются. Однако в целях безопасности оператор, отвечающих за пересылку сведений должен заблаговременно сообщить субъекту ПД о том, что его данные будут переданы за пределы РФ. При оповещении субъекта учитываются три опорных пункта:

  • цели, которые планируется достигнуть путем передачи персональных данных субъекта;
  • объем и характер информации, которую собирается отправить оператор;
  • получатели персональных данных.

При передаче персональных данных лица, само это лицо должно быть в обязательном порядке оповещено о процедуре

Порядок трансграничной передачи данных

Трансграничная отправка данных является непростой процедурой, предполагающей целый ряд формальных действий, обязательных к исполнению. Для того, чтобы она была осуществлена на законных основаниях, требуются определенные условия.

Таблица 1. Трансграничная передача данных поэтапно

ЭтапОписание
Уведомление РоскомнадзораПеред отправкой информации в Роскомнадзор отправляется уведомление
Информирование субъекта ТППДСубъект должен быть осведомлен в том зачем пересылаются его данное и каков их объем
Составление оператором нормативных документовВ нормативных документах должна подтверждаться законность проводимой процедуры со ссылкой на соответствующие законы
Заключение договора с организацией-получателем исходных данныхС посредником оговариваются способы передачи данных и степень их защищенности
Обеспечение должной защиты каналаКанал, по которому произойдет отправка информации, обязан быть зашифрованным

О каждом из упомянутых условий мы и поговорим в данном разделе.

Уведомление Роскомнадзора

Роскомнадзор должен быть первой инстанцией, которая будет поставлена в известность о планирующейся трансграничной передаче данных. Для того, чтобы проинформировать Роскомнадзор потребуется:

  • направить уведомление, касающееся обработки ПД гражданина РФ;
  • перечислить страны, которые примут данное сообщение.

Роскомнадзор должен быть оповещен о предстоящей передаче персональных данных за пределы РФ

Информирование субъекта ТППД

Как уже говорилось, субъект ТППД должен быть оповещен о планирующейся операции еще до того, как она произойдет. Эта информация должна быть зафиксирована в следующих документах:

  • политика в отношении обработки персональных данных;
  • договор, заключенный с субъектом ТППД;
  • любой иной документ, который ставит своей целью донесение до субъекта ТППД планирующейся операции.

В договоре, который адресуется обладателю персональных данных указываются цели трансграничной передачи

Составление нормативных документов

Внутренние нормативные документы, составляемые оператором, осуществляющим передачу данных, должны включать в себя следующие детали:

  • правовую основу, позволяющую проводить ТППД. Под правовой основной подразумевается список конкретных правовых документов, придающих пересылке сведений законный статус;
  • регламент, который обеспечивает безопасный обмен персональными данными;
  • оглашение списка планируемых мер и способов сохранения персональных данных под защитой (к таким средствам защиты относятся всевозможные средства, обеспечивающие криптографическую защиту данных).

О том, что такое криптографическая защита информации и какие методы она применяет можно прочесть ниже.

Криптографические методы защиты данных

Заключение договора с посредником

Договор с посредником, отвечающим за передачу персональных данных, в обязательном порядке состоит из таких пунктов, как:

  • список манипуляций, которые будут осуществляться компанией-посредником с персональными данными;
  • цели, в которых будет осуществляться обработка данных;
  • обязательства компании-посредника перед Россией и самим субъектом ТППД, заключающиеся в соблюдении принципов конфиденциальности и предоставления полной безопасности субъекту;
  • требования защищенности персональных данных, подлежащих обработке. Сама компания-посредник при осуществлении данной процедуры основывается на законодательных нормах, принятых в стране ее расположения.

Компания-посредник должна обеспечить полную безопасность передаваемых данных в силу своих возможностей

Защита канала

Под защитой канала понимается предотвращение всех случайных или злонамеренных попыток получить доступ к охраняемой информации. Особого внимания требует передача данных, осуществляющаяся посредством интернета – в таких ситуациях операторы обязаны использовать специальные способы шифровки сведений.

Иногда допускается практикование средств криптографической защиты, не прошедших необходимую по закону сертификацию ввиду:

  • требований, изложенные в Конвенции ETS номер 108, которая налагает запрет на создание ограничений и контролирование циркуляции персональных данных, направляющихся в другие страны, руководствуясь соображениями защиты личной сферы субъекта ТППД;
  • присутствия лимитов на вывоз оборудования, в составе которых наличествуют способы шифрования с российских территорий;
  • нюансов законодательных норм иностранных государств, которые выступают получателями криптографического оборудования, а также согласование данного вопроса со службами страны, в которую перевозится соответствующее оборудование.

Конвенция 108 EST оговаривает особенности охраны персональных данных

Нововведения

Отдельного внимания заслуживают изменения, которые были внесены Федеральным законом 242 пятилетней давности, дополняющий 152 закон. 242 ФЗ, прежде всего, специализируется на области информационно-коммуникационных сетей, в связи с чем добавляет к уже существующему закону важный пункт. Дополнение это заключается в том, что отныне на операторов возлагаются следующие задачи:

  • запись персональных данных;
  • систематизация;
  • накопление;
  • сохранение;
  • обновление или внесение изменений по мере необходимости.

Также данный закон предусматривает получение ПД россиян при помощи баз данных, располагающихся на территории данной страны.

242 ФЗ Статья 1

Несмотря на то, что 152 закону удается прояснить некоторые детали, в свое время он породил бурные обсуждения, после которых многие вопросы остаются без ответа и по сей день. Среди таких дискуссионных моментов значатся следующие:

  • каково будущее трансграничной передачи персональных данных в контексте новых законов? Запрет, налагаемый на хранение персональных данных всех жителей Российской Федерации, предполагает запрет на саму ТППД, что приводит к сложному выбору;
  • как оператор сможет понять, что те или иные персональные данные закреплены за россиянином;
  • смогут ли найти «общий язык» 152 закон и Конвенция ETS номер 108? Учитывая взаимоисключающие положения, поиск общих оснований будет даваться нелегко;
  • каким образом регуляторы собираются определять физическое местонахождение персональных данных граждан России;
  • какое влияние принятый закон будет оказывать на иностранные фирмы, специализирующиеся на обработке персональных данных при опоре на законодательство своей страны и на вышеупомянутую Конвенцию.

На данный момент продолжаются активные обсуждения вопроса о том, как обеспечить безопасную трансграничную передачу данных

В связи с всеобщим недовольством 242 статьей, члены Государственной Думы уже рассматривали возможные поправки и законопроекты, которые смогли бы внести ясность в сложившуюся противоречивую ситуацию. Однако на данный момент у властей нет исчерпывающих ответов на вопрос о том, каким образом будут хранится и подвергаться обработке персональные данные россиян.

Весьма закономерно, что упомянутые сложности поведут за собой неизбежное увеличение издержек для операторов, чьи базы данных находятся за пределами России. Стараясь усилить охрану персональных данных россиян, законодатели тем самым неизбежно сужают возможности ее использования и передачи. В связи с этим многие специалисты советуют операторам переносить свои базы данных на территорию России.

: Что такое персональные данные

Источник: https://yr-expert.com/transgranichnaya-peredacha-personalnyh-dannyh-eto/

Трансграничная передача персональных данных – это, осуществление, согласие, пример, цель

Что значит трансграничная передача персональных данных. Трансграничная передача персональных данных - это что такое

1   0   1780

В сфере информационной безопасности актуальным явлением становится охрана персональных данных. Вместе с ростом объёмов интернет-торговли, цифровых операций и прочего возникает угроза для компаний и даже экономики целых государств. Специалисты уделяют внимание не только вопросу хранения, но и передачи.

Что это такое

В данном случае имеется в виду передача любых личных данных физического лица через границу Российской Федерации иностранному получателю.

В качестве получателя могут выступать:

  • органы государственной власти или силовые структуры;
  • физические лица;
  • юридические лица.

Сегодня сталкиваются два явления — глобализация и рост онлайн-торговли, а также опасность киберпреступлений. Стремление обеспечить безопасность приводит к затруднению общения, торговли, обмена информации. Проблемой занимаются на государственном уровне.

Персональные данные — любая информация, прямо или косвенно относящаяся к человеку. Субъектом выступает физическое лицо. По закону это понятие в сети не ограничивается чисто техническим статусом, а приобретает юридическую силу.

Под трансграничную передачу попадает любая пересылка личной информации при следующих ситуациях:

  • бронирование номеров в зарубежных отелях;
  • покупка авиа- и ж/д билетов в других странах;
  • покупка в иностранных интернет-магазинах;
  • оформление документов, разрешений, пропусков и т.д.

Подобные ситуации происходят всё чаще, потому что граждане России контактируют с иностранными компаниями, магазинами, заказывают услуги и многое другое. Как только персональные данные отправляются иностранному получателю в силу вступает закон о защите.

Какая преследуется цель

Вопрос на государственном уровне начали активно обсуждать после объединения стран Европы, создания Евросоюза и развития информационных технологий.

Перед экспертами поставлены конкретные цели:

  1. Создание универсальных правил и понятий, позволяющих сформировать законодательные акты для международного права.
  2. Определение чёткого юридического статуса и узаконивание хранения, обработки и передачи персональных данных.

После осознания необходимости и изучения вопроса была создана Конвенция, регулирующая подобные вопросы и явления, связанные с этим.

Для рядовых граждан появляются конкретные преимущества:

  • реальная возможность отстоять права и защитить личные данные даже в другой стране;
  • уверенность в сохранности и защите от третьих лиц.

Как осуществляется

Сейчас трансграничная передача персональных данных осуществляется на основе правил, сформированных Федеральным законом №152. Российская Федерация вводит собственные требования, но также учитывает международную практику.

Юристы для упрощения оперируют понятием «адекватная защита», предполагающего использование доступных возможностей для обеспечения безопасности.

Передача осуществляется следующим образом:

  • прорабатывается организационная структура и определяется перечень стран, куда отправляются данные;
  • определяются цели и особенности дальнейшей обработки;
  • оператор берёт на себя обязательства по обеспечению безопасности и следит за тем, чтобы принимающая сторона обеспечила адекватную защиту;
  • подлежащий защите объект описывается, для него формируются обоснования.
  • определяются характеристики персональных данных;
  • процесс согласовывается в соответствии с нормативными актами, принятыми в стране получателя;
  • осуществляется пересылка информации.

На данный момент имеются стандарты, позволяющие упростить и ускорить процесс, но в каждом отдельном случае требования формируются с учётом конкретной ситуации. При передаче персональных данных граждан России через границу РФ иностранному получателю операторы ориентируются на Федеральный Закон №152.

Если необходимая защита не обеспечена, то оператор может заблокировать передачу или ограничить её. Телекоммуникационная компания несёт ответственность, поэтому несоблюдение законных требований ведёт к административному наказанию.

Сегодня гораздо выгодней развивать информационную безопасность, иначе это грозит запретом на предоставление услуг или оттоком клиентов.

Передача данных через границу РФ может осуществляться без создания адекватной защиты возможно в следующих ситуациях:

  • физическое лицо, которому принадлежат персональные данные, подписал письменное согласие;
  • процесс затрагивает оформление виз (в соответствии с международными договорами);
  • обстоятельства касаются решения правовых, уголовных, семейных вопросов;
  • передача данных осуществляется на федеральному уровне и касается государственной безопасности;
  • обеспечение защиты жизни и здоровья субъекта персональных данных.

Таким образом, требуется адекватная защита или письменное согласие на осуществление трансграничной передачи данных, если это не касается более серьёзных правовых или государственных вопросов. Некоторые вопросы ставятся выше стандартных международных договоров, но это только исключение из правил.

Уже упомянутый ФЗ №152 описывает общие требования, на основе которых создан документ для письменного согласия. Подробнее об этом рассказывается в пункте №9. регламентируется не строго, а произвольно.

Примерный бланк можно скачать здесь.

Однако есть перечень пунктов, обязательных для заполнения:

  1. ФИО гражданина.
  2. Серия, номер паспорта, прописка (или иной документ, удостоверяющий личность).
  3. ФИО получателя или полное название организации, обрабатывающей данные.
  4. Цели запроса персональных данных со стороны иностранного получателя.
  5. Список данных для отправки и обработки, описание действий.
  6. Дополнительная информация об организации, берущей на себя обязательства по обработке.
  7. Срок действия письменного согласия.

На подобном документе необходимо указать число и поставить подпись субъекта. На данный момент есть возможность воспользоваться стандартным бланком или использовать тот, который предоставляет оператор.

Строгих требований по заполнению нет, за исключением обязательных пунктов. Ещё одним требованием является добровольное заполнение документа.

Договор

Договор исполняется при наличии:

  • письменного согласия на передачу, обработку и хранение персональных данных от субъекта (физического лица);
  • договора, заключённого с принимающей стороной, подтверждающего соблюдение стандартов информационной безопасности;
  • письменное уведомление Роскомнадзора.

Оператор, предоставляющий услуги пересылки, имеет на руках согласие субъекта и разрешение на осуществление деятельности. Однако в дополнении к этому следует заключить договор с принимающей стороной.

Ситуация обоснована необходимостью обеспечить защиту. При наличии договоров и официальных документов со стороны отправляющей и принимающей стороны повышает ответственность, а также создаёт базу для отстаивания интересов граждан.

Примерный бланк можно скачать по ссылке.

Ведущие эксперты в сфере информационной безопасности заявляют о необходимости защиты непосредственно процесса трансграничной передачи получателю, располагающемуся на территории другого государства.

В этот момент требуется максимальное внимание, причём выше, чем при хранении и обработке. Все действия со стороны формируют современный комплекс.

Эффективная защита в момент передачи возможна при реализации рекомендуемых мер, соответствующие выполняемым процессам. В этом случае учитывается:

  • характеристики передаваемой информации;
  • общие положения и требуемые действия в соответствии с международным правом;
  • возможности для повышения коэффициента безопасности.

Принятие мер, направленных на повышение безопасности, возможно только с учётом специфики данных, направления передачи и других особенностей. В связи с этим оператор учитывает такие моменты.

К конкретным методам защиты относят:

  1. Защита используемых каналов передачи данных в зависимости от их особенностей.
  2. Методы шифрования при использовании только сети Интернет.
  3. Исключение посредников, занятых в промежуточной обработке.

Таким образом, всё сводится к повышению надёжности каналов. В настоящее время основным является Интернет. Отправка осуществляется через электронную почту, мессенджеры, социальные сети и т.д. При заполнении форм важно использовать каналы, защищённые надёжными протоколами шифрования.

По сложившейся практике не требуется регистрировать в Роскомнодзоре факт передачи, также как не требуется дожидаться подтверждения согласия на обработке и пересыл.  Операторы без лишнего контроля должны принимать необходимые меры, чтобы обеспечить нужный уровень безопасности.

Если передача данных организована с нарушениями и без уведомления Роскомнадзора, то это расценивается как незаконная отправка личной информации.

В этом случае предусмотрено административное наказание в соответствии со статьёй 19.7 АК РФ. На оператора накладывается штраф 5 000 рублей. Уведомление «задним числом» уже после отправки персональных данных расценивается аналогичным образом.

Таким образом, сегодня трансграничная передача становится актуальным явлением. Операторы должны учитывать действующее законодательство РФ и другой страны, куда отправляется информация.

Основной задачей становится защита канала передачи методами шифрования в сети или иными способами. Сами граждане должны только дать согласия на отправку и никаких иных действий от них не требуется.

по теме:

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://juristampro.ru/transgranichnaja-peredacha-personalnyh-dannyh/

Трансграничная передача персональных данных: что это

Что значит трансграничная передача персональных данных. Трансграничная передача персональных данных - это что такое

Многие из нас порой сталкиваются с явлениями, которых ранее никогда не встречали. Одним из таких явлений можно назвать трансграничную передачу данных – это пересылка сведений, проходящая в особенном формате.

Каком именно, при каких условиях и многое другое – вопросы, которые часто интересуют специалистов, работающих в сфере обеспечения информационной безопасности.

Давайте разберем данную информацию в представленном материале, и ответим на давно интересующие вас вопросы.

Трансграничная передача персональных данных: что это

Что такое трансграничная передача персональных данных

В первую очередь необходимо разобрать, что же таит в себе это непонятное для многих явление – трансграничная передача персональных данных.

Так, под данным термином кроется такая передача персональных данных, при которых оператор направляет их непосредственно через государственную границу нашей страны, при этом, адресатом данной передачи является:

  • какой-либо орган властной структуры иного государства;
  • физическое лицо иностранного государства;
  • юридическое лицо.

Вопрос, касающийся передачи данных через границу, поднялся тогда, когда началось объединение государств Европы. В то время необходимо было сделать следующее:

  • создать унифицированное законодательство в данной области;
  • узаконить передачу данных через границы различных государств.

Персональные данные могут в некоторых случаях передаваться без разрешения на то их субъекта

Благодаря возникновению перечисленных необходимостей, произошло создание так называемой Конвенции, которая урегулировала общие вопросы относительно данного явления.

Однако, требовалось также решить вопрос с защитой персональных данных, точнее, с сохранением ее на должном уровне после того, как они окажутся на территории иностранного государства. Дело в том, что:

  • гражданин конкретной страны имеет реальную возможность отстоять свои права и интересы, находясь на территории государства, к которому он принадлежит;
  • при этом, шансы на осуществление защиты интересов на территории иной страны в реальности крайне малы, сделать это представляется практически невозможно.

Правила трансграничной передачи данных

Каким же образом происходит осуществление так называемой трансграничной передачи информационных сведений?

Какие правила регулируют проведение данной процедуры?

На этот вопрос отвечает одна из статей Федерального закона №152, посредством которого осуществляется регулирование связанных с персональными данными нюансов. Давайте рассмотрим обозначенные в ней установки.

1.

 Прежде чем начать проводить передачу данных, входящих в категорию персональных, через государственную границу, оператор, на которого возлагается данная задача, обязан убедиться в том, что принимающее сведения иностранное государство, через границу которого также будут переданы интересующие нас сведения, находится в процессе обеспечения адекватной защиты прав, имеющихся у субъекта искомых персональных данных.

2.

 Передача персональных сведений, осуществляемая через государственные границы на территорию иностранного государства, которое находится в процессе обеспечения так называемой адекватной (соответствующей требованиям ситуации) защиты прав субъекта рассматриваемых персональных данных, должна в обязательном порядке проводиться согласно Федеральному закону № 152. При этом, такая передача может:

  • запрещаться;
  • ограничиваться.

Целью создания таких ограничений и запретов является защита:

  • основ, на которых был создан конституционный строй нашей страны;
  • нравственности;
  • прав населения нашего государства;
  • здоровья населения Российской Федерации;
  • законных интересов граждан нашей страны
  • обеспечения на должном уровне оборонительной способности и безопасности государства.

3. Осуществление передачи персональной информации трансграничного типа на территорию иностранного государства может производиться без создания и обеспечения адекватного уровня защиты только в тех случаях, когда:

  • так называемый субъект персональных данных (физическое лицо, которое имеет к искомым данным прямое или косвенное отношение) дал письменное согласие на осуществление такой их передачи;
  • такой тип передачи предусматривается согласно заключенным Российской Федерацией международным договорам касательно вопросов о выдаче так называемых виз;
  • когда данные обстоятельства передачи персональных данных предусматриваются заключенными нашей страной международными договорами об оказании помощи гражданам по делам правовой, семейной, уголовной и гражданской категорий;
  • при условии, когда данные обстоятельства передачи предусматриваются на федеральном уровне, при наличии необходимости осуществить передачу ради защиты государства, обеспечения его оборонительной функции, и протекции конституционного строя Российской Федерации;
  • для исполнения заключенного на официальном уровне договора, одной из сторон которого является субъект, имеющий к искомым персональным данным прямое или косвенное отношение;
  • ради защиты здоровья, жизни или интересов субъекта персональных данных, представляющихся жизненно важными, а также ради защиты тех же наименований относительно иных лиц, при условии, что не имелось возможности получить от них письменное подтверждение и разрешение на передачу сведений.

Как видите, список исключений довольно широк, однако, необходимо отметить, что каких-либо противоречий он не вызывает, так как обоснованность каждого из пунктов вполне очевидно.

Федеральный закон «О персональных данных». Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

Что же касается правил передачи, при которых не учитываются из ряда вон выходящие обстоятельства, то есть, пересылка сведений в другое государство производится в обычном режиме, чтобы организовать достойный (адекватный ситуации) уровень защиты сведений, необходимо проводить комплексные мероприятия различного типа, которые входят в основную часть работ, направленных на создание безопасной передачи персональных данных. Для этого разрабатываются следующие документы.

1.

 В первую очередь происходит разработка общих положений компании, а именно:

  • определяется ее организационная структуры;
  • разрабатывается список стран, в которые будет осуществляться передача персональных данных;
  • определяются цели передачи и приема с последующей обработкой передаваемых сведений за границей.

2.

 Далее осуществляется разработка и определение так называемых правовых обоснований передачи сведений персональной категории через границу, которые воплощаются в виде нормативно-правовой документации, которую в дальнейшем используют в качестве руководства.

3. Производится подробное описание объекта, подлежащего защите.

4. Устанавливаются конкретные характеристики пересылаемых персональных сведений, то есть определяются:

  • категории пересылаемых в иностранное государство персональных данных;
  • категории субъектов данных сведений;
  • методики обработки данной информации, которые могут быть полностью автоматизированным, не автоматизированными, или комбинированными.

5. Также осуществляется разработка регламента обеспечения безопасного взаимного обмена данными интересующей нас категории с иностранными представительствами компании:

  • описывается информационная система персональных данных, из которой осуществляется передача сведения;
  • описывается информационная система персональных данных, в которую осуществляется передача данных;
  • устанавливаются каналы передачи сведений;
  • определяются стандарты пересылки сведений;
  • прописываются протоколы передачи данных и тому подобное.

6. Производится подробное описание:

  • мероприятий, направленных на обеспечение должного уровня защиты данных;
  • средств, которые используются с той же целью (технические, в том числе из категории криптографических).

7. Также определяется состав законодательных актов иностранного государства, в которое осуществляется пересылка сведений, относительно вопросов, которые отражают защиту персональных данных.

8. Также разрабатываются заключительные положения. Какие шаги это в себя включает, рассмотрим в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Этапы разработки заключительных положений

Первый этапВторой этапТретий этап
В первую очередь происходит разработка обязательств зарубежного филиала организации соблюдать законодательные установки, связанные с обработкой персональных данных государства, на территории которого он расположен.Во вторую очередь устанавливаются обязательства, касающиеся обеспечения требуемого уровня защиты сведений персональной категории, которые зарубежными филиалами принимаются и обрабатываются.Проставляются подписи лиц, состоящих:
  • в головном отделе организации;
  • в зарубежном филиале.Данные лица отвечают за выполнение заключительных положений, и именно поэтому обязаны завизировать их в письменном виде личной подписью.
  • Подведем итоги

    Преимущества такой тщательной подготовки состоят в том, что при передаче персональных данных уменьшается риск проявления каких-либо угроз в их сторону за счет существующего руководства, положения которого определены довольно четко.

    Кроме того, происходит повышение ответственности лиц, занимающих какую-либо должность, и отвечающих за соблюдение определенных на законодательном уровне норм информационной безопасности.

    Надеемся, понятие трансграничной передачи данных стало вам немного более понятным. При условии, что остались какие-либо «белые пятна», мы рекомендуем вам еще раз прочесть данный материал, или обратиться к более подробным руководствам, описывающим данное явление.

    Передача сведений через государственные границы проводится согласно законодательным нормам

    Источник: https://nalog-expert.com/grazhdanskoe-pravo/transgranichnaya-peredacha-personalnyh-dannyh-eto.html

    Трансграничная передача персональных данных

    Что значит трансграничная передача персональных данных. Трансграничная передача персональных данных - это что такое

    Несмотря на санкции наших западных соседей число российских компаний, ведущих деятельность с иностранными контрагентами растет. При этом отсутствие территориальных рамок требует единых правил работы.

    Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года ETS N 108 (далее – Конвенция ETS N 108) регламентирует рабочий процесс с персональными данными.

    Конвенция ETS N 108 предусматривает устранение ограничений в передаче персональных данных на территорию стран, являющихся сторонами Конвенции, и обеспечение возможности их передачи между сторонами Конвенции, поскольку эти страны принимают в национальном законодательстве нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных.  В России был принят Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – 152-ФЗ), который в базовых положениях повторяет, международный акт.

    Что такое трансграничная передача ПДн?

    152-ФЗ определяет понятие трансграничная передача персональных данных, как «передачу персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу».

    Помимо возможности запрета трансграничной передачи ПДн в целях защиты основ конституционного строя РФ, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства, никаких ограничений на передачу персональных данных странам обеспечивающим адекватную защиту прав субъектов в законе нет.

    Под странами обеспечивающими адекватную защиту понимаются страны, являющиеся сторонами Конвенции, а также иностранные государства, перечень которых установил Роскомнадзор в Приказе № 274 «Об утверждении Перечня иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных».

    В отношении стран, не обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПДн, согласно 152-ФЗ осуществление трансграничной передачи данных возможно в определенных случаях:

    1. наличие согласия в письменной форме субъекта ПДн на трансграничную передачу его ПДн;
    2. предусмотренных международными договорами РФ;
    3. предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
    4. исполнения договора, стороной которого является субъект ПДн;
    5. защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта ПДн или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта ПДн. 

    Таким образом, при наличии письменного согласия субъекта или договора с субъектом ПДн, закон 152-ФЗ разрешает передавать персональные данные в любую страну. 

    При этом несмотря на то, что получение отдельного согласия субъекта ПДн на трансграничную передачу ПДн в страны обеспечивающие адекватную защиту прав субъектов персональных данных, не требуется, важно чтобы оператор проинформировал субъекта ПДн о трансграничной передаче его ПДн. Для этого стоит в общедоступной политике в отношении обработки ПДн указать цели трансграничной передачи ПДн, объем передаваемых данных и лиц, которым эти данные передаются.

    Необходимые действия при трансграничной передаче

    1. Уведомить Роскомнадзор о осуществляемой трансграничной передаче, заполнив (внеся изменения) уведомление об обработке персональных данных и указав страны, в которые будет осуществляться передача.
    2. Проинформировать субъекта ПДн до начала обработки его ПДн об осуществляемой трансграничной передаче, указав это в Политике в отношении обработки ПДн, договоре с клиентом или в другом документе с которым субъект сможет ознакомиться перед передачей своих ПДн.
    3. Отразить во внутренних нормативных документах оператора:
    • Правовое обоснование трансграничной передачи персональных данных (перечень нормативно – правовых документов, на основании которых осуществляется передача и обработка ПДн);
    • Регламент обеспечения безопасного обмена ПДн;
    • Описание мероприятий и средств обеспечения защиты передаваемых ПДн; (организационные мероприятия; технические средства защиты информации, в том числе средства криптографической защиты информации);
    1. Заключить договор с компанией, которой данные передаются, где указать
    • перечень действий, осуществляемых с персональными данными;
    • цели обработки;
    • обязанность обработчика соблюдать конфиденциальность ПДн и обеспечивать безопасность ПДн при их обработке;
    • требования к защите обрабатываемых ПДн. При этом, организация, которой передаются ПДн при организации обработки будет руководствоваться законодательством страны пребывания;
    1. Защитить канал передачи данных. Для защиты ПДн от неправомерного или случайного доступа к ним, при передаче по открытым (незащищенным) каналам связи и сети Интернет необходимо применять средства шифрования. При этом является допустимым использование несертифицированных средств криптографической защиты информации, ввиду:
    • требования Конвенции ETS N 108 (статья 12.2) запрещающей создавать ограничения и ставить под специальный контроль информационные потоки ПДн, идущие на территорию иностранного государства, исходя исключительно из соображений защиты неприкосновенности личной сферы
    • наличия ограничений на вывоз средств, содержащих в своем составе средства шифрования с территории РФ
    • особенностей законодательства иностранного государства, на территорию которого осуществляется ввоз криптографического оборудования, и получение разрешение соответствующих служб иностранного государства на ввоз такого оборудования

    21.07.2014 Государственной думой был принят Федеральный закон N 242-ФЗ от “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях” (далее – 242-ФЗ), который дополняет 152-ФЗ требованием:

    “При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ».

    Принятие данного закона породило множество вопросов, связанных с его возможной реализацией и последствиями за нарушения требований, в том числе:

    1. Что будет с трансграничной передачей? Ведь передача невозможна без дальнейшего хранения(обработки), а при запрете хранения ПДн на территории иностранного государства получается термин трансграничная передача теряет свой смысл.
    2. Достаточно ли будет хранить на территории Российской Федерации только копию базы с ПДн россиян и продолжать обрабатывать часть данных на территории иностранных государств?
    3. Как оператору определять, что персональные данные принадлежат россиянину?
    4. Как будет уживаться 152-ФЗ в новой редакции и Конвенция ETS N 108?  Ведь ратифицировав Конвенцию Россия согласилась, что она как сторона Конвенции «не будет запрещать или ставить под специальный контроль информационные потоки персональных данных, идущие на территорию другой Стороны, исходя исключительно из соображений защиты неприкосновенности личной сферы». Приняв же этот закон государство устанавливает искусственные ограничения на передачу ПДн. При этом в соответствии п.4 ст.4 152-ФЗ правила международного договора являются приоритетными в случае различия правил.
    5. Как регуляторы будут контролировать где физически хранятся ПДн россиян?
    6. Как российский закон касается иностранных компании обрабатывающих ПДн в соответствии с требованиями своих нормативных актов по защите ПДн, в том числе в соответствии с Конвенцией ETS N 108?

    В принятом виде 242-ФЗ вступает в силу 01.09.

    2016, однако, в настоящее время в Государственную думу внесен на рассмотрение Законопроект № 596277-6 «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона “О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях” предусматривающий перенесение даты вступления в силу 242-ФЗ на 1 января 2015 года. По мнению законодателей такое изменение будет способствовать более оперативному и эффективному обеспечению прав граждан Российской Федерации на сохранность персональных данных и соблюдение тайны переписки в информационно-телекоммуникационных сетях. Данный законопроект уже принят в двух чтениях и о вступлении в силу 242-ФЗ с 1 января можно уже говорить, как о свершившемся факте.

    Однако, ускоряя вступление 242-ФЗ в силу, законодатели не предоставляют методик разъясняющих как конкретно должны храниться и обрабатываться ПДн россиян. Разработка новых методик и технических требований занимает у регулирующих органов значительное время и к 1 января 2015 года скорее всего таких документов не будет.

    https://www.youtube.com/watch?v=GZLsd4Z6s0k

    При этом компаниям нужно время, чтобы перестроить технические процессы так, чтобы выполнить требования закона и в то же время не допустить снижения качества предоставляемых услуг клиентам.

    В данный момент трансграничная передача ПДн является удобным инструментом, который при правильном применении позволяет операторам снизить издержки при обработке ПДн на территории России, однако принятый 242-ФЗ может в корне изменить эту ситуацию.

    Несмотря на то, что эксперты сходятся во мнении, что данный закон предназначен в первую очередь для возможности ограничения доступа к сайтам обрабатывающих ПДн россиян (в частности социальным сетям), операторам, имеющим базы данных на территории иностранных государств и осуществляющих трансграничную передачу ПДн, стоит уже сейчас изучить свои бизнес-процессы с точки зрения возможности переноса данных на территорию России. Так как цели принятого законопроекта и дальнейшая практика его применения у нас в стране могут отличаться.

    Источник: http://www.4by4.ru/analytics/transgranichnaya-peredacha-personalnyh-dannyh

    Правник
    Добавить комментарий