Голосование осуществляется по партийным спискам. Общая характеристика избирательных систем. Различные системы пропорционального представительства

Новое публичное управление

Голосование осуществляется по партийным спискам. Общая характеристика избирательных систем. Различные системы пропорционального представительства

Для победы достаточно получить больше , чем любой другой из кандидатов.

Принцип: «побеждает первый» («first past the post»).

Приверженцы подобной модели утверждают, что она способствует возникновению стабильных двухпартийных систем, почти всегда позволяющих одной из партий контролировать абсолютное большинство мест в парламенте.

Преимущества: высокий уровень подотчетности, способствует эффективному государственному управлению (двухпартийная система).

Недостатки: низкий уровень представительности.

Мажоритарная, или система абсолютного большинства (majority)

Побеждает кандидат, набирающий больше 50% .

В случае, если не один кандидат не набрал более 50% проводится второй тур выборов, либо победитель выявляется с помощью ординального бюллетеня.

Пропорциональная избирательная система

Фундаментальный принцип пропорциональной системы прост – распределение мест в соответствии с долями , полученными на выборах.

Может приме­няться только в многомандатных округах.

Как правило, избирателю предоставляется выбор не между индивидуальными кандидатами, а между списками кандида­тов, выдвинутых политическими партиями.

Поэтому наиболее ши­роко применяемую модификацию пропорциональной системы назы­вают «списочной системой».

Преимущества: высокий уровень представительности.

Недостатки: низкий уровень подотчетности, затрудняет процессы государственного управления (коалиционность правительства).

Списочная пропорциональная система с закрытыми списками

Избиратель голосует исключительно за партию, а не за отдельных кандидатов. В преддверии выборов партия выдвигает список своих кандидатов, расположенных в порядке убывающей важности. Выиграв какое-то число мест (по квоте или согласно какой-то иной процедуре), партия передает их кандидатам, находящимся в начале списка.

Списочная пропорциональная система с открытыми списками

Позволяет не только ать за определенную партию, но и выражать предпочтение кому-то из выдвинутых ею кандидатов.

В Бельгии, например, избиратель имеет возможность ставить крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть в стенах парламента. В Италии имена таких кандидатов требуется вписать в бюллетень.

Но каковы бы ни были детали фиксации предпочтений избирателей, существуют определенные правила, позволяющие уточнять позиции кандидатов в партийных списках с учетом количества выраженных им индивидуальных предпочтений.

Вариант системы: «квазисписочная пропорциональная система»

При подобной системе возможность ать за отдельных кандидатов превращается в необходимость. Все голоса, поданные за кандидатов той или иной партии, суммируются, как будто они были поданы за партийные списки.

Затем происходит распределение мест между партиями, но в соответствии с количествами , полученными каждым из кандидатов.

Партийные лидеры, таким образом, лишаются возможности составлять списки кандидатов, а избиратели получают большую свободу выбора; представительство становится более «личным», чем при традиционной списочной пропорциональной системе.

Применяется: Финляндия (до 1973 г.), Чили.

Списочная пропорциональная система «панашаж» (panachage) (по-французски означает «мешанина»)

Она предполагает ание по партийным спискам. В то же время, избиратели получают возможность дополнительно высказаться по поводу определенного числа баллотирующихся в округе кандидатов независимо от их партийной принадлежности, «смешивая» кандидатов от одной партии с кандидатами от других.

В двух странах, где на практике применяется панашаж – в Швейцарии и Люксембурге — избирателям дополнительно предоставлено право «накапливать» предпочтения, т.е. отдавать наиболее предпочтительным кандидатам сразу по нескольку , тем самым ранжируя кандидатов по степени предпочтения.

Смешенные избирательные системы

Избирательные системы, которые сочетают в себе черты систем большинства и пропорциональных систем.

Смешанная свя­занная система

Первая из них была изобретена в послевоенной Германии, где она применяется в неизменном виде с 1957 г.

Смешанная связанная система предос­тавляет каждому избирателю два голоса. Один из них используется в одномандатном округе, где итоги выборов подводятся по той или иной системе большинства, а другой — в многомандатном округе по пропорциональной системе.

Победители в одномандатных ок­ругах составляют одну часть парламента, вторая же часть заполня­ется по итогам ания за партийные списки, причем делается это так, что каждая партия «добирает» места до процентной доли, положенной ей по итогам выборов по пропорциональной системе.

Таким образом, пропорциональная часть выборов играет компен­саторную роль, подобную той, которую выполняет многоуровне­вое распределение в чисто пропорциональных системах: она сгла­живает диспропорциональность результатов, порождаемую системой большинства.

В результате, однако, именно ание по партийным спискам определяет уровни парламентского предста­вительства партий.

Логически возможные отступления от принципа пропорциональности в рамках смешанной связанной системы не­многочисленны: если в парламент попадают независимые одноман­датники, и если какая-то партия провела в парламент больше одно­мандатников, чем ей «положено» по итогам пропорциональных выборов. Германская избирательная система допускает обе возмож­ности, в результате чего численный состав Бундестага не является постоянным: к базовому числу депутатов могут добавляться неза­висимые и «избыточные» партийные представители. Фактически, однако, это происходит очень редко.

Смешанная несвязанная система (ее иногда называ­ют, параллельная)

Внешне очень похожа на предыдущую. Она тоже предоставляет избирателю два голоса, один из которых подается в одномандатном округе, а другой — за партийный список.

Карди­нальное различие состоит в том, что пропорциональная часть сис­темы не сглаживает диспропорциональность результатов, порож­даемую принципом большинства. Итоги выборов по двум частям подводятся совершенно независимо друг от друга.

Поэтому смешан­ная несвязанная система обеспечивает пропорциональность резуль­татов выборов лишь постольку, поскольку часть депутатов избира­ется по пропорциональной системе.

Литература

Голосов Г. В. Избирательные системы // Голосов Г. В. Сравнительная политология. СПб, 2001. С. 186–222.

Таагепера Р., Шугарт М. С. Описание избирательных систем // Современная сравнительная политология: Хрестоматия. М., 1997. С. 144–197. 

Источник: http://pavroz.ru/electoral-systems

Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Политология

Голосование осуществляется по партийным спискам. Общая характеристика избирательных систем. Различные системы пропорционального представительства

Фокусом политической жизни в демократическом обществе будут выборы.
С одной точки зрения, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система содержит в себе два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — ϶ᴛᴏ право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным.

Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти.

Стоит отметить, что основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — ϶ᴛᴏ совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Стоит заметить, что он содержит в себе, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение ания;
  • подсчет и определение результатов ания.

Принципы демократических выборов

Для того ɥᴛᴏбы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное ание;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость.

Важно заметить, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на базе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе.

Президент считается избранным, если в первом туре ания за одного из кандидатов проало большинство избирателей, принявших участие в ании.

В случае если ϶ᴛᴏго не произошло, назначается второй тур, в кᴏᴛᴏᴩом участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число , и побеждает тот, кто набрал больше избирателей, принявших участие в ании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе.

Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ.

система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с основами конституционного строя и действующим законодательством.

Законом установлены специальные дни для ания на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов ания, кᴏᴛᴏᴩый зависит преимущественно от принципа подсчета .

По ϶ᴛᴏму признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство .

Важно знать, что большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины ) и относительным (если один кандидат получил больше , чем другой).

Недостатком мажоритарной системы будет то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство мандатов не получают.

Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, кᴏᴛᴏᴩые чаше могут быть использованы на президентских выборах и при кᴏᴛᴏᴩых победитель должен получить больше половины (минимум — 50% плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы крайне важно опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины , проводится второй тур выборов, на кᴏᴛᴏᴩом представлены два кандидата, получившие наибольшее число (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре больше установленного минимума).

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при кᴏᴛᴏᴩой побеждает кандидат, набравший больше всех , способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная, при кᴏᴛᴏᴩой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент ϲʙᴏих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в т.ч. экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, кᴏᴛᴏᴩые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим анием.

Мажоритарная системаПропорциональная система
  • Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент
  • Для получения мандата в избирательном округе крайне важно относительное большинство
  • Действует на базе создания коалицией групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы
  • Различные партии, в т.ч. и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции
  • Объединение различных интересов происходит после выборов

Смешанная избирательная система

Сегодня многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при ϶ᴛᴏм избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некᴏᴛᴏᴩые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Стоит заметить, что она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы.

Практически ϶ᴛᴏ выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл.

После ания полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/5256/232996/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B.html

Правник
Добавить комментарий