Нужно ли платить одн за воду. Общедомовые нужды как не платить

Общедомовые нужды в 2019 году – что это такое, постановление 354 платить или не платить

Нужно ли платить одн за воду. Общедомовые нужды как не платить

С 1.01.2017 в платежках исчезла отдельная строка затрат на общедомовые нужды. Отныне ОДН включаются в платеж за содержание общего имущества. Как в 2019 году происходит расчет общедомовых нужд?

Аббревиатура ОДН в платежках стала уже привычной для потребителей. Большинство плательщиков уже разобралось в механизме начисления.

Но в 2019 году правила изменились кардинально. Как теперь рассчитывается плата за общедомовые нужды?

Важные аспекты

Раньше в составе общедомовых нужд отдельно оплачивался перерасход по электроэнергии, холодному/горячему водоснабжению, теплоэнергии.

С января 2019 года данные расходы включаются в состав оплаты за содержание жилья. Еще один немаловажный момент это изменение схемы начисления платежей за ОДН.

Прежде размер платы определялся как разница меж показаниями общедомовых счетчиков и суммой по показаниям индивидуальных приборов учета.

В большинстве многоквартирных домов разница полностью распределялась меж жильцами. С начала 2019 года платежи за ОДН получили четкие пределы.

Плата не может превышать соответствующий норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Отныне затраты на оплату сверхнормативного объема коммунальных ресурсов возлагаются на ТСЖ и управляющую компанию.

Важно! Для включения платы за ОДН в платеж за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания жильцов дома.

Но при этом указанные новации никоим образом не отразятся на многоэтажках с непосредственным способом управления и домов, где собственники не определили или не реализовали способ управления.

В подобных случаях сохраняется прежняя схема расчетов за ресурсу, потраченные на ОДН.

Что это такое

ОДН расшифровывается как общедомовые нужды. Под таковыми законодательством подразумеваются затраты, возникающие в процессе обслуживания многоквартирных домов.

При этом нужды могут быть разнообразными. К примеру, расходы на освещение включают в себя не только затрату энергии, но и замену лампочек или проводки.

Мытье подъездов и лестничных клеток предполагает трату воду. А отопление подъезда невозможно без затрат теплоэнергии.

В платежных документах подобные расходы часто прописываются просто как услуги.

Хотя на практике данные услуги часто оказываются ненадлежащим образом или не оказываются вовсе. При этом показатель расхода определенного ресурса устанавливается на региональном уровне.

Но основная проблема это отсутствие возможности и желания со стороны управляющих компаний в отношении экономии таких ресурсов.

В итоге жильцы получают платежки с существенно превышенными нормами расходов.

Изменения законодательства ведут к тому, что теперь в платежках обязательно отображаются детали оплаты.

Норма установлена обновленными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном жилье.

По мнению Министерства строительства и ЖКХ РФ это повлечет за собой более полное информирование граждан о составе расходов на оплату жилищных услуг.

В новой платежной квитанции ниже строчки «содержание жилого помещения» предусмотрена расшифровка с нормативами и начисленными платежами за содержание общего имущества.

При этом отдельно прописываются затраты на каждый отдельный вид коммуслуг.

Но в то же время из платежек не исчезли сведение об объемах фактически потребленных ресурсов согласно значениям общедомовых счетчиков.

То есть жильцы могут сравнить их с объемами, предъявляемыми к оплате по нормативам.

Такой анализ необходим собственникам и УК/ТСЖ для определения действительной стоимости услуг по содержанию жилого помещения.

Какова их цель

Когда то комуслуги оплачивались по строго учрежденным тарифам. Причем оплата зависела от численности проживающих жильцов.

Развитие рынка привело к тому, что всякий поставщик энергоресурсов желает получить полную оплату за действительно потраченные ресурсы, независимо от проблем потребителя.

Это потребовало кардинального изменения системы оплаты за получаемые услуги, как для собственников жилья, так и для управляющих компаний.

На практике объем потребляемых жильцами ресурсов отличался от объема, фиксируемого приборами учета ресурсоснабжающих организаций.

Получалось, что часть израсходованных ресурсов оставалась неоплачиваемой.

Управляющие компании не хотели, а часто и не могли, оплачивать неучтенные по счетчикам жильцов или по нормативам услуги.

Так появилась понятие общедомовых нужд в виде отдельной строки в счетах оплаты.

ОДН должны были компенсировать разницу меж показаниями счетчиков собственников или рассчитанными по нормативам и реальным расходом ресурсов.

Что касается учреждения нормативов, то сделано это для того чтобы УК не обязали собственников уплачивать за любые расхождения с показателями.

С 2019 года жильцы обязаны оплачивать то, что требуется для обслуживания дома.

Теперь не придется оплачивать расходы соседа или невнимательность УК, когда коммунальные ресурсы перерасходуются из-за неисправности коммуникаций.

Важный вопрос касается обязательности оплаты ОДН. Может ли собственник не платить за общедомовые нужды?

Данные услуги оплачиваются в обязательном порядке, даже в случае длительного отсутствия собственника. Если жилец не оплачивает ОДН, то он автоматически становится должником.

А значит, к нему будут применены законные меры воздействия – от ограничения в ресурсах до судебного взыскания задолженности.

Нормативная база

Графа ОДН появилась в платежных квитанциях в июне 2009 года.

Источник: http://jurist-protect.ru/obshhedomovye-nuzhdy/

Как правильно платить за общедомовые нужды: разъяснения Минстроя

Нужно ли платить одн за воду. Общедомовые нужды как не платить

​Должны ли жильцы платить за общедомовые нужды и как это правильно делать? Свои разъяснения по данному вопросу изложил Минстрой.

Введение с этого года измененной системы расчетов и начислений ОДН (коммунальных платежей за расходы на общедомовые нужды) повлекло уже немало претензий и споров.

Несмотря на то, что перемены были направлены на повышение уровня прозрачности расчетов и платежей, а в целом – на их справедливость, очень многие управляющие компании посчитали возможным использовать нововведения ради своего обогащения.

Чередой ошибок обернулись и попытки региональных властей определить порядок расчетов и нормативы.

В чем основная проблема? Расчет по нормативам привел к повышению платежей. Начисленное исходя из нормативов и рассчитанное исходя из фактического потребления в некоторых регионах и по многим управляющим компаниям показали существенную разницу. Конечно же, в пользу увеличения сумм в платежках.

На фоне возникшего несоответствия Минстрой посчитал нужным разъяснить порядок расчетов.

И здесь все однозначно: если расчеты по нормативам превышают расчеты по фактическому потреблению, то начисления должны проводиться по последним. Справедливо? Да. Но не все так просто.

Разъяснения – это одно и, в принципе, они ни к чему не обязывают. Слишком многое отдано на усмотрение и определение региональных властей. А что остается делать простым гражданам?

Чтобы понять все принципы формирования ОДН, расчетов и их порядка, проверить, не обманывает ли вас УК, придется самим вникать во все «подводные камни» старой и новой системы. Давайте разбираться.

Как было и зачем решили изменить?

Расходы и начисления на общедомовые нужды были и раньше, до 1 января 2017 года. Правда, УК делали расчеты так, как считали нужными. Ни единого порядка, ни единых нормативов не существовало. В квитанциях платеж за ОДН тоже мог фигурировать как угодно. Более того, доходило до абсурда: жильцы одного подъезда могли платить одну сумму, а соседнего – кратно большую.

Непрозрачность системы расчетов и начислений была наруку управляющим компаниям. Они платили поставщикам ресурсов по фактическому потреблению, а за счет разницы извлекали прибыль.

Нередко на ОДН относились и затраты, которые не имели никакого отношения к потребляемым жильцами ресурсам.

Включить в платеж могли, например, непогашенные кем-то долги, а то и того хуже – расходы арендаторов, снимающих площади в доме под коммерческие нужды.

Изменить ситуацию можно было только одним путем – ввести общие правила игры, определить порядок и нормативы. Это, собственного говоря, и было сделано.

С января 2017 года общую строку ОДН исключили из платежек, а платежи на личные и общедомовые нужды разделили, во-первых, на эти две категории, во-вторых – по конкретным ресурсам (электроэнергия, вода и т.д.).

Кроме того, регионам поручено до лета определить нормативы потребления на ОДН. Многие уже это сделали. Жильцам по мере утверждения нормативов будет предписано платить только по ним, не больше. Возможная разница между начисленным по нормативам и рассчитанным по показаниям счетчикам должна погашаться за счет ТСЖ или УК – в зависимости от выбранной формы управления.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Зачем понадобились разъяснения Минстроя и кому они адресованы?

Разъяснения по поводу начисления платы за общедомовые нужды Минстрой начал давать еще в декабре 2016 года в виде писем. Многие последующие разъяснения были разъяснениями первых и т.д.

От этого вопросов меньше не становилось.

Однако, что касается жильцов, то их в большей степени интересовало только одно – не очень понятное увеличение платы за ОДН, причем в ряде случаев в серьезном размере.

Как определено в нормативно-правовых актах и первичных разъяснениях Минстроя, начислять за ОДН больше, чем предусмотрено нормативами, нельзя. Но, к сожалению, нигде не говорится о том, что допускается меньший платеж. Возникли и другие проблемы.

В некоторых регионах утверждение нормативов запаздывает, а потому УК стали применять нормативы многолетней давности. В некоторых субъектах отменяются уже утвержденные нормативы, включая ситуации, когда это делается по искам прокуратуры, что порождает путаницу.

Во многих управляющих компаниях и ТСЖ просто не знают, как правильно делать расчеты и как толковать законы, из-за чего делают расчету по принципам «как поняли» и «как выгодно».

В результате возникшей неразберихи и отсутствия единства в понимании нового порядка пострадали, как всегда, обычные граждане.

В своем очередном письме с разъяснениями Минстрой уже вынужден был четко определить: платить больше, чем определено нормативом, жильцы не могут, а меньше – могут.

Одновременно было дано указание о наведении в регионах порядка с нормативным регулированием и исполнением законодательных предписаний.

Как проверить правильность начислений?

Это необходимо, прежде всего, чтобы проконтролировать – не обманывает ли вас УК или ТСЖ.

Общий порядок такой (при наличии общедомовых приборов учета):

  1. Взять показания общедомовых счетчиков для определения общепотребляемого объема услуг.
  2. Снять показания с приборов индивидуального учета и определить индивидуальное потребление услуг.
  3. Рассчитать разницу между общими показателями и индивидуальными.
  4. Сравнить полученный результат с нормативом. Если разница больше, жильцы оплачивают только в пределах норматива, остальное – относится на счет УК или ТСЖ. Если разница меньше – жильцы платят исходя из фактического потребления, а норматив не применяется.

В домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, подсчитать фактическое потребление невозможно, поэтому здесь в любом случае придется платить по нормативу, но не больше.

Нормативы должны быть утверждены в каждом регионе отдельно. В пределах одного субъекта применяется единый подход. Сделать это местные власти должны до лета текущего года. В течение переходного периода Минстрой допускает возможность применения нормативов, действовавших до ноября прошлого года.

В нормативы должны быть заложены индивидуальные характеристики домов, в частности, год постройки, количество этажей, тип системы отопления, технические особенности инженерных систем и т.п.

Однако, в своих разъяснениях Минстрой обратил внимание на допустимость расширения перечня учитываемых при расчетах нормативов параметров с выходом за пределы установленного общими правилами.

В данном случае речь идет об уникальных, специфических особенностях многоквартирных домов: применение каких-то конкретных технологий энергосбережения, типичные для этого дома режимы подъездного освещения, отопления, использования воды и т.д.

Считается, что такой подход должен обеспечить более глубокую индивидуализацию и сделать расходы на ОДН, платежи по ним более адекватными характеру эксплуатации дома и точными.

Жильцам, полагающим, что применяемые нормативы не соответствуют реальным особенностям эксплуатации дома, разрешается выступить с инициативой об их пересмотре. Но не напрямую, а через свою УК (ТСЖ, жилкооператив). Это возможно, даже если речь идет всего об одном доме, для которого необходимы свои нормативы.

Допускается и коллективное обращение, при котором заявление подается несколькими управляющими организациями. Это актуально уже в масштабах жилищных комплексов, районов или населенных пунктов. Правда, одной инициативы мало – ее потребуют обосновать на экспертном уровне, представив соответствующие расчеты.

Чтобы узнать и понять, как делают расчет и начисления ОДН сейчас, необходимо обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны предоставить детализированный расчет. Также можно запросить показания общедомовых приборов учета и применяемые нормативы.

Если вы полагаете, что вас обманули:

  • напишите в УК заявление и потребуйте сделать перерасчет, но придется предоставить свое обоснование и расчеты;
  • при начислении суммы сверх норматива – нужно требовать перерасчет в соответствии с разъяснениями Минстроя;
  • если платеж начислен по нормативу, а фактическое потребление меньше – вы вправе требовать перерасчет по фактическому потреблению.

При отказе управляющей организации делать перерасчет можно обратиться в прокуратуру (для начала), а затем – в суд. Или сразу подготовить иск в суд. Наиболее эффективно работают коллективные обращения и иски.

Помощь юриста в подготовке искового заявления >>

Как можно самостоятельно управлять расходами?

Самостоятельное управление собственниками расходами на общедомовые нужды – аспект, к которому государство всячески подталкивает жильцов еще со времен идеи создания ТСЖ и УК. Принятие многих решений отдано на усмотрение общего собрания собственников, но, к сожалению, основной формой по-прежнему остается передача управленческих функций в руки управляющих организаций.

УК должны принимать меры, чтобы в доме было комфортно, светло, чисто. И эти же организации должны заботиться о том, чтобы платежи за содержание и прочие коммунальные услуги были разумными, экономически обоснованными. Если этого не происходит, значит, нужно требовать от УК конкретных действий.

Оптимальный вариант – плата за общедомовые нужды исходя из фактического потребления, но не больше норматива.

Снизить потребление помогают решения и технологии энергосбережения, повышение уровня эксплуатационного обслуживания дома и инженерных систем.

И тут вопрос заключается лишь в стоимости их внедрения, готовности жильцов финансово поучаствовать в этом. Увы, готовы к таким расходам не все, а обязать людей – очень трудно, но стремиться к этому все-таки нужно.

Для принятия решений, которые способны повлиять и на расходы, и на платежи, и на действия УК необходимо проведение собрания, где должен быть кворум и, конечно же, одобрение большинством запланированных мер. Поэтому крайне важно, чтобы подавляющее большинство жильцов выступало единым фронтом. В силах собственников и смена УК – это решение также принимается собранием. 

Источник: https://law03.ru/housing/article/kak-pravilno-platit-za-obshhedomovye-nuzhdy

Одн (общедомовые нужды) на воду – как рассчитывается и нужно ли оплачивать

Нужно ли платить одн за воду. Общедомовые нужды как не платить

Все жители многоквартирных домов, владельцы частного имущества обязаны ежемесячно оплачивать счета за предоставляемые блага цивилизованного общества, такие как свет, газ и вода. С первых дней апреля 2016 года платежные извещения должны были видоизмениться, и строка «коммунальные услуги» дополнялась платой ОДН (общедомовые нужды).

Однако изменения были перенесены на январь 2017 года, причем плата за пользование удобствами теперь включает не только стандартные коммунальные услуги, но и содержание жилья. Эту доплату придется производить только собственникам квартир. Более подробно остановимся на водопотреблении и разберемся как рассчитать ОДН, что входит в это понятие, каковы тарифы на расход воды.

Что входит в общедомовые нужды по воде

С марта 2017 года повсеместно в платежах появилось разделение на личное и общее пользование услугами ЖКХ.

Под личными нуждами подразумевается потребление воды для хозяйственных целей, приготовления еды и осуществления водных процедур. Общедомовые нужды объединяют все использованные ресурсы по облагораживанию жилого помещения.

Отвечая на вопрос, что же входит в ОДН, следует потребности разделить по холодному и горячему водоснабжению.

Холодную воду используют для:

  • полива палисадников, газонов;
  • промывки коммуникаций;
  • мытья подъездов;
  • ОДН включает также покрытие общедомовых потерь в водопроводе.

Горячая вода затрачивается для:

  • сброса в стояке;
  • пролива системы в период подготовки дома к зимнему периоду;
  • общедомовые нужды содержат пункт о потерях в водозаборе.

Чтобы снизить затраты по оплате квитанций за услуги ЖКХ, необходимо установить приборы учета. Так, вы не только сэкономите денежные средства, но и самостоятельно сможете контролировать расходы.

Установка водяного счетчика

В квартире с централизованным горячим водоснабжением должно стоять два прибора учета: на холодную и горячую воду. Устанавливаются, пломбируются они за собственный счет жильцов квартир. Данная процедура проходит в два этапа:

  1. Установка счетчика – модель выбирается самостоятельно, никаких строго заявленных марок не существует. Консультанты любого специализированного магазина подберут качественный прибор с большим сроком эксплуатации. Затем следует его установить, причем это можно сделать своими руками или вызвать мастера.
  2. Регистрация счетчика – следует обратиться в свою управляющую компанию с заявлением о постановке прибора контроля объемов воды на учет. Специалисты УК примут заявку и явятся в назначенные время, дату для производства необходимых работ.

Расход по счетчикам воды рассчитывается отдельно на холодное и горячее водоснабжение.

Расчет ОДН

В домах, необорудованных приборами учета, плата ОДН по воде производится по нормативам, которые утверждаются по каждому определенному региону. В расчет берется объем горячей и холодной воды, помноженный на площадь помещения. Тарифы на потребление холодной воды и ее отведение составляют от 12 до 35 рублей. Горячее водоснабжение стоит 50 – 145 рублей.

Норматив ОДН зависит от приближенности к крупным городам, а также от потребительского объема воды. С населения удерживается большая часть расходов, нежели чем с собственников нежилых помещений и хозяйственных организаций. Причем коэффициент для жильцов квартир, в которых отсутствуют индивидуальные приборы учета является повышенным и составляет в настоящий момент 1,4.

Если в многоквартирном помещении имеется общедомовой счетчик, то ОДН представляет разницу между показаниями общего учетного устройства и суммарного объема счетчиков, установленных в каждой квартире.

Остальное количество кубометров воды распределяется по площадям квартир, не оснащенных приборами учета.

Если объем потраченной воды после всех вычитаний не сходится, то оставшаяся часть делится пропорционально по всем помещениям, включая дополнительные хозяйственные отделения и услуги.

Как не платить ОДН за воду законно

В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ и постановлением Правительства за № 307 все жильцы многоквартирных домов обязаны платить ОДН. Принятое позже постановление № 354 меняет расчет общедомовых нужд и начисляется по площади жилых помещений без водомеров. Платежи, производимые по квартирам со счетчиками остаются в неизменном виде.

Приложением №2 Правил предоставления услуг ЖКХ регламентируется фактическое потребление воды, которое позволяет не платить за ресурсы, если они вами не были использованы. В любом случае все претензии следует направлять в управляющую компанию, ТСЖ. Если контролирующая домовая организация не предпринимает никаких мер по обращениям жильцов, то следует применить следующие варианты:

  • создать совет, члены которого будут отслеживать перемещения жильцов в квартирах, составлять списки реально проживающих в них людей, а также проверять расход воды при уборке подъездов и решать другие вопросы;
  • обратиться в Роспотребнадзор или Жилищную инспекцию;
  • сменить УК.

Размер ОДН в квартирах зависит от своевременной оплаты всех жильцов дома. Поэтому при получении квитков об оплате на превышенные суммы следует обратиться в компетентные органы для установления правильности и законности начислений. Во многих случаях это решает проблему. В любом случае, если у вас на руках имеется вся документация на водомер, все оплаченные квитанции, бояться вам нечего.

Снизить плату законным путем можно путем написания заявления о субсидии в органы социальной защиты. Если прошение будет удовлетворено, то коммунальное хозяйство оплачивается в меньшем размере.

Следует отметить, что ОПУ современного производства могут учитывать утечки и затопления, которые не относятся к личным нуждам потребителей, поэтому население, имеющее индивидуально оборудование учета, может не платить за нерациональное использование водных ресурсов.

На общих собраниях жильцов рассматриваются все нововведения и устройства для улучшения комфорта. ОПУ становится необходимым для снижения расходов по услугам ЖКХ, но так как это оборудование считается нецелевым, то его приобретение, работы по его установке и сервисном обслуживании ложатся на плечи самих жильцов.

Почему ОДН по воде выше, чем собственное потребление

Помимо описанных выше причин завышения стоимости нужд по многоквартирному дому или нежилым помещениям существуют такие методы, которые идут вразрез с этикой и законом. К таким относятся следующие способы:

  • недостоверное предоставление показаний счетчиков;
  • уклонение от оплаты услуг;
  • применение магнитов и других приспособлений для скручивания цифр на водомере;
  • подсоединение к общедомовому счетчику других домов.

Однако, как показывает практика, расход водных ресурсов может происходить также из-за протечек в квартирах и количество проживающих жильцов может не соответствовать заявленному в домовой книге.

Последнее случается, если собственник временно не прописывает члена семьи или квартира заселена большим количеством людей, за которых владелец не хочет платить по злому умыслу. В таком случае разбирательств не избежать и следует прибегнуть к помощи честных соседей и УК.

Источник: https://babloholic.ru/odn-obshhedomovyie-nuzhdyi-na-vodu-kak-rasschityivaetsya-i-nuzhno-li-oplachivat/

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

Нужно ли платить одн за воду. Общедомовые нужды как не платить

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлен для нужд оптимизации расчета

Услуги коммунального характера предоставляются людям для улучшения качества их проживания. Это касается не только пользователей отдельного помещения, но и всего дома в целом. Последние оплачиваются всеми проживающими.

Законодательные основы

Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.

К таковым относятся:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.

Понятие общедомовых нужд

Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка.

На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов.

Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.

Перечень

В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация.

Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.

Электроэнергия

Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.

В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.

Водоснабжение

Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:

  1. Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
  2. Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
  3. Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
  4. Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
  5. Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.

Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.

Тепловая энергия

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни.

По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче.

А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.

Нормативы потребления

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено.

Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем.

Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.

Порядок установления

Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий.

После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей.

При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Существуют ли повышающие коэффициенты

Повышенные коэффициенты применяются в случаях, когда не установлены учетные приборы. При этом такая возможность должна быть подтверждена актом обследования.

Если приборы могли быть использованы, но не были установлены, при расчете оплаты применяются повышающие коэффициенты.

В отношении общедомовых нужд такое правило не действует в случаях, когда ОДН входит в состав оплаты за содержание общего имущества.

Способы расчета ОДН

Расчет размера расходов  на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.

Отсутствие прибора учета

Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.

Для этого потребуются следующие данные:

  1. Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
  2. Общая площадь здания.
  3. Размер конкретной квартиры.
  4. Общая площадь жилых и технических помещений в доме.

После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

Наличие прибора учета

Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:

  1. Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
  2. Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
  3. Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
  4. Полученный результат делится на общую площадь дома.
  5. Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
  6. Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
  7. Результат пользователь должен будет оплатить.

Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично.

То есть в одних квартирах они есть, в других нет.

В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.

Возможен ли перерасчет платы

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена.

По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.

Ненадлежащее качество услуг

Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования.

Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор.

Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.

Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление.

Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме.

Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.

Сюда относится:

  1. Название и место нахождения поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
  4. Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
  5. Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
  6. Период, за который надо произвести перерасчет.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата составления и подпись инициатора.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров.

Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету.

Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.

В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.

Отсутствие в жилом помещении

По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Источник: https://pravo.estate/kvartira/zhkh/normativ-obsedomovye-nuzdy/

Платить ли общедомовые нужды (ОДН)?

Нужно ли платить одн за воду. Общедомовые нужды как не платить

жилья в многоквартирном доме сопровождается множеством издержек, одной из которых выступает необходимость платить за общедомовые нужды. Закон не предусматривает возможности отказаться от ОДН полностью, зато устанавливает границы и нормы, не позволяющие несоразмерно увеличивать такой платеж.

Что включают в себя ОДН?

Должны ли платить общедомовые нужды управляющей компании или ресурсоснабжающей организации собственники квартир в многоквартирном доме? Ответ однозначный — да.

Законодательством РФ предусмотрено правило, по которому жильцы обязаны платить не только за воду, электроэнергию, газ, отопление и прочие текущие услуги ЖКХ (даже если не проживают сами, а сдают арендаторам), но и производить платежи за ОДН.

Чтобы понять насколько легально управляющая компания включила в единый платежный документ (ЕПД) ОДН, необходимо знать, что именно в них включается.

В оплату ОДН включены следующие издержки:

  • по текущему электроснабжению площадей и территорий, являющихся общей собственностью жильцов дома;
  • по водоснабжению.

Вышеперечисленная смета включает:

  1. Освещение подвалов и чердаков.
  2. Электроэнергия, расходуемая для обеспечения работы насосов водоснабжения.
  3. Электроэнергия, потребляемая работой домофонов и сигнализаций.
  4. Потеря электричества, приходящаяся на внутреннее оборудование многоквартирного дома.
  5. Электроэнергия, необходимая для функционирования лифта.
  6. Водопотребление, необходимое для:
    1. помывки коммуникаций;
    2. мойки пола на лестничных площадках и мусоропровода;
    3. поливки придомовой растительности, палисадника (газона, цветов).
  7. Потери воды, обусловленные:
    1. внутренними сетями дома;
    2. сбросами воды в стояках при проведении ремонта батарей или отопления;
    3. опрессовкой системы отопления;
    4. подготовкой к новому отопительному сезону.

Собственники как жилого, так и нежилого помещения могут платить за общедомовые нужды следующими способами:

  • онлайн, через интернет (посредством личного кабинета, при получении электронного ЕПД);
  • напрямую, ресурсоснабжающей организации;
  • через единые расчетные центры, почтовые отделения, Сбербанк;
  • переводом средств управляющей компании.

Оплачивать коммунальные услуги через интернет в настоящее время достаточно просто благодаря развитию систем электронных платежей и интернет-банкингу.

Если я не плачу за ОДН — что будет?

На сегодняшний день представители ресурсоснабжающих или управляющих организаций осуществляют мероприятия по отключению коммунальной услуги, по которой имеется задолженность.

Однако, в соответствии с судебной практикой по этому вопросу инстанция четко указывает на незаконность подобной деятельности, так как введение ограничения на подачу ресурса может быть только при его неуплате.

Если собственники исправно платят за коммуналку, но не погашают общедомовые нужды — это не может послужить основанием для отключения от центральных ресурсных сетей.

В этом аспекте также важно уяснить как должны начисляться указанные платежи, дабы не допустить сверхнормативный ОДН. Законодательный акт, вступивший в силу в 2017 году, урегулировал следующий порядок расчета начислений за ОДН:

  • расчет по нормативам;
  • ОДН по факту использования(актуально только после установки электросчетчика на общедомовые нужды).

Первый из описанных вариантов применяется по общему правилу (когда нет общедомовых приборов учета), однако, с некоторыми оговорками, в частности: если расчет по нормам превышает показатели, определенные региональной службой по тарифам, то уплачивается только та сумма, которая регламентирована указанной службой, а остаток долга — это уже проблема управляющей компании.

Собственники все же обязаны платить за общедомовые нужды, в противном случае к ним могут быть применены штрафные санкции, наложение пеней, назначение искового производства и привлечение в качестве ответчика по делу.

Общедомовые нужды — как не платить законно?

Отказаться от внесения платы за ОДН полностью, на законном уровне, не представляется возможным, так как это обязанность, а не правомочие. Однако воздержаться от платы сверх нормы, больше, чем положено — можно.

Например, установка электросчетчика на общедомовые нужды поможет решить вопрос о превышении нормативов потребления электроэнергии в многоквартирном доме.

В случае если счета по ОДН содержат неоправданно большие начисления следует обратиться к поставщику услуги или управляющей компании для проведения сверки. Для этого необходимо соблюсти следующий алгоритм:

  • подготовить платежные документы, подтверждающие более ранние суммы начислений по ОДН, ознакомиться с тарифами и нормами, установленными для региона проживания собственника жилплощади;
  • прибыть в уполномоченную организацию, компанию;
  • написать заявление с требованием провести сверку;
  • предоставить подготовленные документы и запросить у компании исходные данные, по которым она проводила расчет;
  • дождаться формирования акта сверки и перерасчета начислений.

Если ресурсоснабжающая или управляющая компании отказывают в проведении сверки, выдаче акта без объяснения причин, у собственника возникает право на обращение в суд. Однако необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, который будет подтверждать попытку гражданина, получившего большую сумму за ОДН, разрешить возникшую ситуацию.

Доказательством досудебного порядка урегулирования могут выступать (если уполномоченный орган не дал ответ или оставил требование без движения):

  • заявление собственника на проведение сверки, отправленное в адрес компании заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • претензия на бездействие компании по требованию о сверке, перерасчету (с печатью секретаря о входящем сообщении).

Общедомовые нужды являются одним из обязательных начислений, связанных с обеспечением бесперебойной работы коммунальных систем или комфортного существования на территориях общего пользования в границах многоквартирного дома. Получите бесплатную юридическую консультацию

Источник: https://provashiprava.ru/kvartira/oplata-uslug/platit-li-obshhedomovye-nuzhdy.html

Правник
Добавить комментарий