Ответственность за непривлечение к административной ответственности.

5 важных нюансов привлечения к административной ответственности

Ответственность за непривлечение к административной ответственности.

Нечасто можно встретить человека, который ни разу не получал бы протокол или решение о привлечении к ответственности за правонарушение.

Но всегда ли они выносятся правильно и как можно в таком случае обжаловать постановление районного суда об административном правонарушении, если вы с ним не согласны. Давайте разбираться.

Как привлечь административной ответственности

Процесс привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение состоит из двух основных частей:

  1. Открытие дела о правонарушении. На этом этапе составляется протокол.
  2. Рассмотрение материалов по делу. На этой стадии процесса выносят постановление по делу об административном правонарушении.

Оформленный на месте протокол передается на изучение должностному лицу, которое будет рассматривать дело, или непосредственно в суд, где и будет приниматься решение о привлечении человека к административной ответственности.

Именно во время рассмотрения велики шансы на успешную защиту. Поэтому на этой стадии важно активно участвовать в процессе.

Кто выносит постановление об административном правонарушении

Решение выносится на основании фактов, зафиксированных в протоколе.

Законодательством обозначено, кто привлекает к административной ответственности:

  • должностное лицо;
  • организация;
  • судья самостоятельно

Административным кодексом установлен двухмесячный срок привлечения к ответственности. Исчисление начинается со дня совершения нарушения либо со дня его выявления (при длительном характере нарушения).

Разница между протоколом и постановлением

Для того чтобы грамотно обжаловать вынесенное решение, необходимо разбираться, чем отличается протокол о правонарушении от постановления.

Протокол только является причиной для возбуждения дела.

Иначе говоря, протокол – изложение словами полицейских произошедшего события и оценка ваших действий с точки зрения закона.

Словом, протокол – простое доказательство.

В большинстве случаев протокол оформляется сразу после того, как вас задержали и доставили в участок.

С правовой точки зрения предметом обжалования сам протокол об административном правонарушении быть не может, потому как он не нарушает прав человека и не возлагает на него никаких обязанностей.

Если вы не согласны с заявлением о том, что совершили нарушение, это должно быть указано в протоколе.

А вот постановление о правонарушении уже является предлогом для привлечения к ответственности.

Проще говоря, постановление – документ, заключающий о вашей виновности или невиновности.

По сути, обвинительное постановление является санкцией, носящей настоятельный характер, исполнение которой обеспечивается государственным принуждением.

Однако законодательно установлено, что любое постановление о привлечении лица (как юридического, так и физического) к административной ответственности может быть обжаловано в установленном порядке.

Виды постановлений об административном правонарушении

По результатам изучения дела судья выносит свое решение. Постановления по разбирательствам об административных нарушениях характеризуются по определенным правилам.

Придя к выводу о виновности или правоте человека, в отношении которого рассматривается дело, суд принимает такие постановления:

  1. Административное взыскание. Суд имеет право налагать любые административные взыскания, и нужно отметить, что большая часть из них относится только к их компетенции. Вынесение такого постановления по делу об административном правонарушении определяется степенью проступка. Взыскание – довольно сложный процесс, поскольку санкции по большей части относительны и зачастую имеют альтернативу. Причем постановление об административном взыскании может выноситься одновременно с прекращением дела.
  2. Передача материалов по месту работы. Выносится такой вид постановления для привлечения лица к дисциплинарной ответственности. Этот порядок применяется в основном в отношении военных и других лиц, которых касаются нормы дисциплинарных уставов. Обжалование таких постановлений по делам об административных правонарушениях возможно, однако более затруднительно.
  3. Прекращение производства. Выносится по окончании изучения дела или в случае освобождения лица от ответственности.

Порядок обжалования постановления

В качестве гарантии защиты конституционных прав в законодательстве предусмотрена возможность обжаловать решение по административному делу.

Так, статьей 30.1 Административного кодекса Российской Федерации (КоАП РФ) предусмотрено, что обжаловать любое постановление об административном правонарушении (образец претензии найти в Интернете не составит труда) может как лицо (в том числе и юридическое), по отношению к которому оно вынесено, так и его представитель или защитник.

Для того чтобы грамотно подать жалобу, необходимо придерживаться таких правил:

  1. Выясните лицо или орган, в полномочия которых входит рассмотрение жалобы по вынесенному постановлению.
  2. Подготовьте заявление об отмене неправомерно вынесенного постановления об административном правонарушении. В нем указываются: наименование организации или должностного лица, сведения о лице, против которого велось дело, назначенное наказание, претензия и обоснование.
  3. Подайте жалобу лично или по почте письмом с уведомлением о вручении.
  4. Дождитесь результата рассмотрения. При этом постановление могут оставить без изменения, изменить (если не усиливается наказание), отменить с прекращением дела или отменить с возвращением на новое рассмотрение.

Порядок обжалования постановления прокурором

Прокурор в порядке надзора также имеет право выставить протест постановлению, не вступившему в законную силу. Это предусмотрено статьей 30.10 КоАП РФ.

Норма статьи 30.3 Админкодекса гласит о том, что срок обжалования (как прокурором, так и правонарушителем) постановления об административном правонарушении не должен превышать 10 суток с даты вручения решения или получения его копии.

Вступившее в юридическую силу постановление, как и результаты по факту рассмотрения протестов и жалоб, может быть опротестовано прокурором в порядке надзора.

Копия вынесенного решения по протесту прокурора направляется в трехдневный срок самому прокурору и лицам, проходящим по делу.

Порядок обжалования постановления суда в вышестоящем суде

Многие думают, что суд является последней инстанцией и все решения судьи уже нельзя изменить. И, естественно, возникает вопрос: можно ли обжаловать неправомерное постановление об административном правонарушении.

В Админкодексе говорится и об этом. Так, на решение, вынесенное судьей, можно подать жалобу в вышестоящий орган суда.

Должностные лица, оформившие протокол об админнарушении, не вправе подавать ходатайства и отводы, поскольку они не являются участниками по делу.

Однако в процессе рассмотрения дела не исключается право вызова их в суд.

Кто может подать жалобу

О том, как оспорить не набравшее законной силы постановление об административном правонарушении, говорится в статье 30 КоАП РФ.

Оспорить постановления по делам административного характера могут:

  • люди, в отношении которых открыто производство (должностные, юридические, граждане, индивидуальные предприниматели) и их представители;
  • потерпевший и его представители;
  • защитники лица, виновного в совершении правонарушения.

Кроме того, постановление, вынесенное судом, может обжаловать должностное лицо, которое уполномочено составлять протокол об админнарушении.

Отказ в возбуждении дела о правонарушении оспаривается в таком же порядке.

Правом оспаривания протокола об административном нарушении наделены также уполномоченный при Президенте РФ, понятой, специалист, эксперт.

Куда можно подать жалобу

Обжалование неправомерного постановления об административном правонарушении, вынесенного судьей, происходит исключительно в вышестоящем (областном или другом соответствующем) суде по месту рассмотрения.

Причем заявление об обжаловании может быть подано как напрямую в вышестоящий суд, так и судье, который вынес определение по делу.

Сроки подачи жалобы

Жалоба подается в течение десяти суток с даты вручения постановления или его копии.

Статьей 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что срок подачи жалобы можно восстановить. Для этого вместе с жалобой подается прошение о восстановлении срока.

При этом необходимо указать весомые причины пропуска (болезнь, недостаточная юридическая осведомленность, стихийное бедствие и т. д.).

Жалоба на некоторые решения суда (административный арест или выдворение) направляется в вышестоящий орган в день получения претензии.

жалобы на постановление суда об административном правонарушении

В порядке обжалования неправомерного постановления об административном правонарушении определено, что жалоба на решение судьи должна включать такие данные:

  • наименование суда, уполномоченного рассматривать жалобу;
  • данные о заявителе (ФИО, контактный телефон, адрес);
  • наименование суда, который вынес решение;
  • резолютивную часть (окончательный вывод суда);
  • положение, с которым вы не согласны;
  • законодательные статьи, которые подтверждают основание для отмены постановления об административном правонарушении;
  • перечень прилагающихся материалов, документов;
  • подпись и дата заявителя.

Кроме того, если в деле по административному нарушению имеются потерпевшие, в заявлении нужно отразить сведения о них.

Перечень материалов, прилагаемых к жалобе

К жалобе необходимо прикрепить копии всех материалов, на которые вы ссылаетесь в заявлении, копию самого постановления, свидетельские показания, фотографии или видеозаписи.

Количество экземпляров заявлений об обжаловании должно равняться количеству участников по делу.

Порядок и сроки рассмотрения

После того как вы подали заявление с требованием опротестовать постановление об административном правонарушении, оно подлежит изучению в течение 10 дней с момента получения.

Как только жалоба со всеми материалами поступит в суд, она должна быть отработана в течение двух месяцев. При этом вас должны обязательно вызвать в судебный орган.

При рассмотрении жалобы в полной мере рассматриваются предоставленные материалы, заслушиваются пояснения лица и проверяется законность и правомерность вынесенного решения.

В случае необходимости, могут быть выслушаны показания сторонних лиц (если они могут доказать или опровергнуть факты, зафиксированные в акте по делу об административном правонарушении).

В ходе рассмотрения вы можете давать отводы, подавать ходатайства, предоставлять свои доказательства, опрашивать свидетелей или ходатайствовать об истребовании дополнительных свидетельств, которые вы не смогли получить самостоятельно.

Если рассмотрение претензии не относится к компетенции органа, которому она поступила, заявление в течение трех суток перенаправляется по подведомственности.

Можно ли подать жалобу повторно

Многие не согласны с тем, что жалобу рассмотрели не в их пользу и постановление оставили без изменений, и их интересует, можно ли повторно обжаловать протокол об административном правонарушении.

Такой процесс установлен законодательно. Статьей 30.14 КоАП РФ установлено, что возможен пересмотр вступивших в юридическую силу постановлений.

Обжалование в таком случае подается в президиум суда, а после – в Верховный суд России.

Как видим, процесс оспаривания решения о привлечении к ответственности вовсе не сложен.

Однако, специалисты рекомендуют обращаться к юристам – они помогут вам и расскажут, как квалифицированно обжаловать вынесенное решение суда по административному делу.

Источник: https://urists.site/sud/5-vazhnyh-nyuansov-privlecheniya-k-administrativnoj-otvetstvennosti.html

Когда должностное лицо несёт административную ответственность?

Ответственность за непривлечение к административной ответственности.

Административная ответственность налагается не только на юридических лиц (предприятия, организации, учреждения), но и на их должностных представителей.

Обычно таким способом наказываются различные нарушения трудового законодательства, допущенные работодателями в отношении своих работников.

Причины для наказания руководителей бывают самим разными.

Например, штраф может быть наложен за неправильное ведение трудовых книг или их отсутствие, за ущемление прав работников, за неправомерное увольнение с рабочего места или отказ в приёме на вакантное место. Для каждого нарушения в Кодексе об административных нарушениях предусмотрено своё наказание и меры воздействия.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Кто является должностным лицом?

Под должностными лицами следует понимать работников, занимающих руководящие посты и наделённых временно или на постоянной основе властными и распорядительными полномочиями (согласно статье КоАП под номером 2.4).

Такими лицами решаются различные хозяйственные, финансовые, экономические, организационные и административные вопросы, связанные с деятельностью организации или предприятия, а также находящихся в подчинении работников или служащих.

В Уголовном кодексе определение должностных лиц несколько уже. К ним относят руководителей государственных и муниципальных учреждений, командиров силовых структур и военных частей.

Уголовной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, подлежат руководители, допустившие особые нарушения, перечисленные в УК. В большинстве случаев к ним применяются лишь административные санкции и штрафы.

Если суммировать все законодательные нормы, к лицам, занимающим высокое должностное положение, следует относить:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • руководителей государственных или муниципальных учреждений и организаций;
  • руководителей силовых ведомств, структур и подразделений;
  • руководителей военных частей (командиров);
  • руководителей гражданских и коммерческих предприятий и организаций;
  • работников низшего звена, занимающих ключевые должности с распорядительными, организационными, административными и хозяйственными функциями (например, к должностным лицам можно отнести начальника одного цеха);
  • лиц, занятых предпринимательской деятельностью (учитываются также предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридического лица согласно примечанию к статье КоАП под номером 16.1).

Несмотря на возражения со стороны предпринимателей концепция преобразования их в юридических лиц (даже без соответствующей регистрации) будет развиваться. Так, в статье КоАП под номером 7.34 прямо указывается, что за нарушения в переоформлении прав пользования землёй (участком) предприниматели несут ответственность наряду с другими юридическими лицами.

Ответственность по законодательству

Из 442 статей Кодекса ответственность для лиц, занимающих высокие должностные посты, указана в 330 законодательных документах, то есть приблизительно 75% КоАП (в его основной части) относится к нарушениям, совершённым руководителями разных уровней.

Нарушения обычно связаны с участием указанных лиц в предпринимательской, административной или хозяйственной деятельности разных юридических субъектов:

  • Руководители посягают на права работников или граждан, зависящих от их деятельности. Такие нарушения отражены в пятой главе КоАП (50 статей из 55).
  • Допускают нарушения в сфере частной или государственной собственности. Этому посвящена седьмая глава Кодекса (29 статей из 33).
  • Нарушают правила пользования природными ресурсами и грубо попирают охрану природной среды. Перечень наказания для этого вида нарушений можно обнаружить в восьмой главе Кодекса (38 статей из 41).
  • Допускают нарушения в промышленной деятельности, строительстве объектов, в энергетическом пользовании. Ответственность для таких нарушителей указана в девятой главе Кодекса (14 из 14 статей).
  • Нарушают правила сельскохозяйственной и ветеринарной деятельности. Неправильно осуществляют и контролируют мелиорацию земель. Таким нарушения посвящена десятая глава Кодекса (также 14 статей из 14).
  • Допускают нарушения в сфере связи и информационных технологий. Перечень наказаний для этой категории руководителей можно увидеть в тринадцатой главе Кодекса (этой теме посвящено 23 статьи из 24).
  • Нарушают правила предпринимательской деятельности. Такие нарушения отображены в четырнадцатой главе Кодекса (32 статьи из 32).
  • Допускают нарушения в сфере оборота ценных бумаг, а также в финансовой и налоговой сфере. Это достаточно грубые нарушения, к которым, например, относится уклонение от своевременной уплаты налоговых сумм за работников предприятия или организации. Перечень наказаний можно увидеть в пятнадцатой главе Кодекса (27 статей из 28).

Нарушения в таможенной сфере также достаточно распространены в нашей стране.

Ответственность для лиц, посягающих на государственные институты, зафиксирована в семнадцатой главе Кодекса (10 из 15 статей).

Нарушения в сфере порядка управления отображены в девятнадцатой главе Кодекса (19 из 27 статей).

Нарушения в сфере воинского учёта граждан зафиксированы в двадцать первой главе Кодекса (4 из 7 статей).

В дополнение к положениям Кодекса об административных правонарушениях многие субъекты федерации закрепили на законодательном уровне и другие нарушения, требующие административного наказания. Все они связаны с грубым нарушением прав и свобод работников, несоблюдением локальных нормативных актов и действующего трудового законодательства.

Следует отметить, что применение наказания к физическому лицу (организации или предприятию, допустившему нарушения) не исключает наказания и виновных должностных лиц.

Порядок и сроки привлечения

Допущенное нарушение фиксируется проверяющими органами (например, трудовым инспектором) в специальном протоколе.

Именно с составления такого протокола начинается расследование всех обстоятельств нарушения. Проверяющий орган собирает и тщательно исследует все доказательства вины, анализирует их на предмет привлечения к ответственности, а также устанавливает пределы наказания.

Затем готовый протокол вместе с документами, подтверждающими или опровергающими факт нарушения, направляется в проверяющий орган. Это может быть как прокуратура, так и трудовая инспекция. Также дела об административных нарушениях рассматриваются некоторыми государственными органами и должностными лицами, уполномоченными на такие действия.

Это:

  • специальные комиссии, имеющие все полномочия для расследования и назначения наказания;
  • поселковые или сельские советы (их исполнительные комитеты);
  • суды (городские или районные), а также судьи;
  • представители Министерства внутренних дел;
  • государственные инспекторы;
  • представители различных надзорных органов (например, пожарной или санитарной службы).

Для рассмотрения дела обычно приглашается сам нарушитель или его полномочный представитель.

Уполномоченный орган или лицо рассматривает все обстоятельства и принимает окончательное решение. На этом этапе нередки случаи снятия всех обвинений и прекращения дела. Если должностное лицо признано виновным к нему применяются административные санкции, установленные законодательством для конкретного вида нарушений.

Что касается сроков применения взысканий, то здесь используются следующие правила:

  1. Наказание должно быть назначено не позднее двух месяцев с момента совершения данного нарушения.
  2. Для нарушений, имеющих долгосрочный эффект, наказания назначаются с момента их обнаружения и документальной фиксации.

Особенности привлечения

На практике помимо наложения штрафа используется такой метод наказания, как дисквалификация.

Средний размер штрафа колеблется в пределах 5 000-50 000 рублей (его размер во многом зависит от вида и характера допущенного нарушения).

А в отдельных случаях конфискуется предмет правонарушения. Например, из продаж изымается вся продукция, не соответствующая техническим или гигиеническим требованиям (согласно статье КоАП под номером 6.14). Или изымается судно, с борта которого велась незаконная ловля рыбы.

Ещё один вид наказания — это временное приостановление деятельности сроком до девяноста суток. В отдельных случаях отстранение от должности может быть установлено на больший срок.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/koap/administrativnuyu-otvetstvennost-dolzhnostnyh-lic.html

О порядке привлечения к административной ответственности

Ответственность за непривлечение к административной ответственности.

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Порядок привлечения к административной ответственности

Ответственность за непривлечение к административной ответственности.

В статье рассмотрен общий порядок привлечения нарушителей к административной ответственности, сроки производства по делам об административных правонарушениях, права и обязанности лиц, участвующих в ходе производства, а также иные вопросы, относящиеся к процедуре привлечения и освобождения от административной ответственности.

  статьи:

Понятие административной ответственности

Наиболее распространенным видом правовой ответственности, предусмотренной законодательством РФ, является административная ответственность. Актуальность вопросов, связанных с данным правовым институтом, обусловлена широкой сферой регулирования различных сфер жизни человека и общества административным законодательством.

Статья 2.2.1. кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КФР об АП) определяет понятие административная ответственность как разновидность мер государственного принуждения за совершение проступка, предусмотренного КРФ об АП. Этот вид ответственности предусматривает различные меры воздействия на правонарушителя и предполагает назначение административного наказания.

Характерными чертами этого правового института являются определенность стадий, которые следуют последовательно одна за другой. В общих чертах процедура производства по делу об административном правонарушении включает в себя:

  1. выявление правонарушения;
  2. применение мер, обеспечивающих производство по делу;
  3. собирание и фиксация доказательств, вины нарушителя;
  4. составление административного протокола;
  5. рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение решения по делу;
  6. обжалование постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.  

Стадии 1 – 4, осуществляются должностными лицами государственных или муниципальных органов власти, в соответствии с предоставленной законом компетенцией. Например, производство по делам о нарушениях Правил дорожного движения относится к компетенции ГИБДД МВД России.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях также относится к компетенции органов исполнительной власти государства (муниципального образования). Вместе с тем, рассмотрение нарушений, за которые закон определяет наказания в виде административного ареста, дисквалификации, лишения специального права и иные, отнесено к компетенции судов и мировых судей.  

Стадия обжалования наряду с ведомственным контролем, предусматривает возможность судебного рассмотрения жалоб на вынесенные постановления и решения по делам об административных правонарушениях.

Административной ответственности по российскому законодательству подлежат как физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, индивидуальные предприниматели, так и юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации.

Ответственность за административные правонарушения устанавливается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Порядок производства по делу, рассмотрение и обжалования решений, гарантии прав лиц – участников административных правоотношений определяется Кодексом РФ об АП.

В статье 4.5 КРФ об АП определяет сроки давности привлечения к административной ответственности, то есть срок, по истечении которого, нарушителя нельзя наказать.

Общий срок составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения, рассматриваемого должностными лицами и 3 месяца – по делам, отнесенным к компетенции судов.

Однако, по отдельным видам правонарушений эти сроки увеличиваются до 6 лет (оказание финансовой поддержки терроризму).

В каждом отдельном случае, при решении вопроса о правомерности привлечения нарушителя к административной ответственности, следует проверять соблюдение порядка в части соблюдения сроков, предписанных статьей 4.5.    

Протокол об административном правонарушении

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса, при выявлении административного правонарушения, должностное лицо, осуществляющее производство по делу составляет административный протокол.

  Этот документ не составляется только в случаях, прямо указанных в законе (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме или при выявлении нарушения должностным лицом, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, его совершившего. Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок время и место рассмотрения нарушения.

В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле. Лицо, в отношении которого составлен протокол, вправе давать пояснения в письменном виде, которые прилагаются к материалам дела.

Также нарушитель вправе ходатайствовать о рассмотрении дела по месту его жительства, о чем делается отметка в бланке протокола. Копия протокола вручается фигуранту дела и потерпевшему под роспись.

В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело и выносится постановление. При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника – адвоката.

Виды административных наказаний

Административное наказание представляет собой меру ответственности, определяемую санкцией статьи КРФ об АП за конкретное правонарушение. Наказание назначается должностным лицом или судом по результатам рассмотрения дела и оформляется в виде процессуального документа – постановления по делу об административном правонарушении.

Действующий Кодекс предусматривает следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение, то есть официальное письменное предостережение о недопустимости конкретного действия, отнесенного законом к разряду правонарушения;
  • административный штраф – наиболее распространенная мера материальной ответственности, определяемая в форме денежного взыскания в пользу государства, в пределах предусмотренных санкциями статей КРФ об АП;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, то есть передача в собственность государства вещей и предметов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте, назначается только судом;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, разрешения на хранение и ношение оружия и т.д.) срок от 1 месяца до 3 лет, назначается только судьей;
  • административный арест – содержание нарушителя в условиях полной изоляции от общества, назначается исключительно судьей, срок не более 30 суток;
  • административное выдворение за пределы границ РФ, применяется только в отношении иностранных граждан или лиц, не имеющих гражданства, назначается как судом, так и должностными лицами (в специально предусмотренных случаях);
  • дисквалификация – лишение права занимать установленные законом должности или заниматься определённым видом деятельности на срок от 6 месяцев до 3 лет, назначается судом;
  • административное приостановление деятельности – временное ограничение на осуществлении предпринимательской, коммерческой или иной деятельности, создающей опасность для общества, угрожающей здоровью или жизни людей и прочее согласно перечню статьи 3.12 КРФ об АП, назначается судом или должностными лицами в определенных случаях сроком до 90 дней;
  • обязательные работы, назначаются судом на время от 20 до 200 часов и заключаются в привлечении нарушителя для выполнения социально полезных работ в свободное от основной занятости время;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судом на срок от 6 месяцев до 7 лет.

При несогласии лица с назначенным наказанием, а равно с квалификацией его действий, указанной в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, решение следует обжаловать в десятидневный срок с момента получения постановления.

В заключение статьи полагаем важным обратить внимание наших читателей, на то обстоятельство, что каждый спорный факт возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к ответственности, следует анализировать на предмет целесообразности обжалования постановления. Правовая оценка перспективы отмены постановления по делу об административном правонарушении должна проводиться практикующим юристом.

Источник: https://femida-info.ru/konsultatsiya/administrativnoe-pravo/44-poryadok-privlecheniya-k-administrativnoj-otvetstvennosti

Правник
Добавить комментарий