Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что. Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательная система в РФ

Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что. Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательная система – особый политический институт,характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяетсясоотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается илиизымается их легитимность.

Избирательная система посредством выборов позволяетсформировать определенный тип организации власти, обеспечить участие общества вформировании государственных органов власти.

Успешное проведение выборов ипризнание большинством общества их результатов – важный признак данногообщества решать существующие проблемы мирными политическими средствами.

Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательноеправо и избирательный процесс.

Избирательное право представляет собой комплекс правовыхнорм о порядке выборов,  который включает политическое право граждан избирать(активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательныезаконы и иные акты, регулирующие процесс выборов.

Избирательный процесс каккомплекс действий в организации и осуществлении выборов являетсяпрактически-организационным компонентом избирательной системы, базируется наизбирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемыхэтапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков,формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, ание иустановление его результатов).

В практике современных демократических государств существуютобщенациональные парламентские и президентские выборы; выборы в органырегиональной власти и местного самоуправления.

Типы избирательных систем

В современной России в зависимости от формируемого уровнявласти используется мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательныесистемы.

(1) мажоритарная избирательная система основана на принципебольшинства, т.е. победителем считается кандидат, набравший большинство.

Большинство может быть абсолютным (50% + 1голос) иотносительным (больше, чем у соперника).

Мажоритарная система абсолютногобольшинства,  если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство, предполагает второй туров ания, куда проходят два кандидата,набравшие относительное большинство .

Президент России избирается по мажоритарной системеабсолютного большинства. По этой же системе избирались главы субъектов РФ с1991 г. с перерывом с 2005 по 2011 годы. В 2012 г. согласно Федеральному законуот 2 мая 2012 г.

№ 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и Федеральномузакону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» были возвращены прямые выборы главрегионов РФ. 2 апреля 2013 г.

по инициативе президента В.В. Путина в Закон быливнесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборысвоих глав анием в парламенте по нескольким кандидатурам.

(2) пропорциональная избирательная система предполагаетраспределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных навыборах по партийным спискам: каждая партия получает строгоопределенное число мест в парламенте, которое складывается из количествамандатов, полученных ею в каждом избирательном округе.

В России такая система работала при формированииГосударственной Думы и региональных парламентов с 2007 по 2011 годы. 

Выборы в Государственную Думу 2007 г. стали первыми, накоторых была применена пропорциональная система. Кроме того, избирательныйбарьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки ивозможность ать «против всех»; партиям было запрещено объединяться впартийные блоки.

Выборы в Госдуму 2011 г. стали первыми и последними, накоторых партии набравшие от 5 до 6 % , получали по одному мандату впалате, а набравшие от 6 до 7 % – по два мандата. Однако ни одна из партийне смогла показать подобный результат.

В то же время все четыре партии, которыебыли представлены в нижней палате Парламента V созыва (КПРФ, ЛДПР, «ЕдинаяРоссия»,  Справедливая Россия»), сохранили свое представительство в Госдуме VIсозыва.

При этом ни одна другая партия в федеральный парламент не прошла.

(3) пропорционально-мажоритарная или смешанная избирательнаясистема предполагает соединение двух типов систем при выборах в конкретныйорган власти.

В ходе выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003гг. 225 депутатов избирались по пропорциональной системе по единомуфедеральному округу при барьере 5 %, другие 225 депутатов – по одномандатнымокругам (мажоритарная система относительного большинства).

Выборы в Госдуму 2016 г. вновь пройдут по смешаннойсистеме:  одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатнымокругам по мажоритарной системе относительного большинства,  вторая половина –по единому избирательному округу по пропорциональной системе с  5 % барьером.

На территории каждого субъекта РФ будет образовано не менее одногоизбирательного округа, при необходимости (в густонаселенных регионах) округовбудет больше (Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно действующему законодательству, прошедшие впарламент партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов навыборах президента России.

При этом все партии, получившие на выборах не менее3 % , будут иметь ряд государственных льгот и привилегий: прямойдопуск к следующим выборам в Госдуму и выборам в законодательные(представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которыесостоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходовза прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время доследующих выборов.

Единый день ания

Особенность избирательной системы в конкретной странекасается также дня ания.

Как правило,  применяются два основных подходапри назначении дня ания – либо выборы назначаются на любой день (обычно,выходной), когда истекают полномочия соответствующего органа или должностноголица (в случае досрочного прекращения полномочий существует отдельнаяпроцедура, установленная конституцией и законами страны),   либо единыйдень ания.

Например, в СССР выборы в Советы народных депутатов (кромеВерховного совета СССР) проходили одновременно – в марте. В постсоветскойРоссии выборы различного уровня не были синхронизированы. В результате в странесложилась ситуация «перманентных выборов» – практически, каждое воскресенье вкаком-либо из регионов проводились выборы регионального или местного уровня.

В 2004 г. в избирательное законодательство были внесеныизменения, в соответствии с которыми введен единый день ания на выборахрегионального и местного уровней – первое или второе воскресенье марта.

Приэтом в некоторых случаях допускалось назначение выборов на первое или второевоскресенье октября либо синхронно с выборами в Государственную Думу, а висключительных случаях – на любой день.При этом выборы Президента России,начиная с 2000 г., проходили в марте. А выборы в Государственную Думу, начинаяс 1993 г. – в декабре.

При этом они не были жестко привязаны к единому днюания. Эти сроки могли  смещаться в случае досрочного прекращенияполномочий Президента России или роспуска Государственной Думы.

C 2013 г. выборы  проводятся во второе воскресенье сентября.14 сентября 2014 г. прошли выборные кампании различного уровня, включая выборыглав 30 субъектов РФ (11 плановых и 19 досрочных) и выборы депутатовзаконодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ.

  13 сентября2015 г.проведены выборы различного уровня, включая выборы глав субъектов РФ (10очередных, включая выборы через парламенты субъектов, и 14 досрочных) и выборыдепутатов законодательных органов государственной власти в субъектах РФ.

Однакотакая практика (ание в воскресенье в начале сентября) показывает, что вэто время года многие избиратели физически не доходят до избирательныхучастков, так как многие еще отдыхают. Поэтому возникла необходимостькорректировки единого дня ания.

В настоящий момент этот вопрос активнообсуждается в законодательных и исполнительных органах власти  РФ.

Источник: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/3012

Мажоритарная и пропорциональная избирательная система – в чем разница

Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что. Образование избирательных округов и избирательных участков

Выборы – это избрание должностных лиц и депутатов в представительные органы власти при помощи ания.

Выборы – основной демократический механизм формирования власти. Это важнейшее средство обновления властных структур, которое придает им легитимность и выявляет реальные потребности народа.

Организация выборов в стране зависит от избирательной системы. Существует три основных вида избирательных систем – мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная и пропорциональная система простыми словами

При мажоритарной системе победа в избирательном округе достается кандидату, набравшему большинство . Например, в своем округе Иванов набирает больше , чем Петров. Депутатом становится Иванов, Петров не получает ничего.

При пропорциональной системе места в парламенте делятся между партиями в соответствии с процентом , который они набрали на выборах. Например, партия А набирает 20% , а партия Б – 10%. В результате партия А получает вдвое больше мест в парламенте, чем партия Б.

При смешанной системе часть депутатов избирается по партийным спискам, часть – по округам.

Закон Дюверже – связь избирательной и партийной системы

Избирательная система – не простая формальность, под ее влиянием в обществе складывается определенная партийная система. Три положения об этой взаимосвязи сформулировал французский политолог Морис Дюверже:

  1. Пропорциональная система ведет к многопартийной системе, где партии автономны и имеют жесткую структуру.

  2. Абсолютная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший более 50% ) ведет к многопартийной системе, где партии занимают гибкие позиции и стремятся к компромиссу.

  3. Относительная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший больше , чем конкуренты) порождает двухпартийную систему.

Что такое мажоритарная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство в своем избирательном округе. Чаще всего это одномандартные округа – от одного округа в парламент проходит лишь один депутат.

Мажоритарная система обычно приводит к формированию двухпартийной системы в стране. Избиратели понимают, что победитель в округе будет только один и не хотят потратить свой голос впустую. Поэтому они голосуют не за ту партию, которая им нравится, а за одного из кандидатов-фаворитов от крупных партий, имеющих реальные шансы на победу.

В зависимости от законодательства, победу при мажоритарной системе обеспечивает абсолютное большинство (более 50%), относительное большинство (больше , чем у любого из соперников) или квалифицированное большинство (⅔, ¾ или иное значение). Возможно проведение второго тура, если первый не выявил победителя.

Пример: мажоритарная система используется в США при выборах членов Конгресса, в Великобритании – при выборах в Палату общин.

Преимущества мажоритарной системы:

  • Избранный депутат несет прямую ответственность перед избирателями и населением конкретного округа. Граждане знают, какой именно человек представляет их в парламенте.
  • Выборы в отдельном округе может выиграть независимый кандидат. Популярный, известный своими заслугами человек не нуждается в поддержке какой-либо политической партии.
  • Лидирующая партия побеждает во множестве округов и формирует в парламенте значительное большинство – это позволяет ей сформировать устойчивое правительство.

Недостатки мажоритарной системы

  • Наиболее мощные партии выигрывает в большинстве округов и получают в парламенте непропорционально больше мест. Мелкие партии рискуют вовсе не получить представительства в парламенте.
  • Большинство можно получить при незначительном перевесе , а при незначительном отставании – проиграть выборы.
  • При необходимости получить абсолютное большинство – частая нерезультативность выборов, их приходится проводить повторно.
  • Высокое искушение пойти на нарушения в избирательных округах, где борьба идет по принципу «все или ничего». Возможны подкуп избирателей, произвольная нарезка границ избирательных округов властями.

Что такое пропорциональная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При пропорциональной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов, пропорциональное количеству полученных . При этом вся страна либо представляет собой единый избирательный округ, либо делится на многомандатные округа.

Может действовать ограничение по процентному барьеру. Например, партии, набравшие менее 5% , не попадают в парламент, их мандаты достаются другим партиям.

Пропорциональная система обычно приводит к формированию в стране многопартийной системы: в парламент проходит множество партий, ни одна не получает подавляющего большинства и формируется коалиционное правительство из представителей разных партий.

Примеры: выборы в парламенты Бельгии, Финляндии, Швейцарии.

Преимущества пропорциональной системы

  • Количество депутатов в парламенте отражает процент избирателей, поддержавших конкретную партию. В этом смысле пропорциональная система справедливее мажоритарной.
  • В парламент проходит больше партий, в том числе мелких и средних. Учитывается мнение меньшинства.
  • Избиратели могут ать за мелкие партии, не опасаясь, что победу в округе «отберут» кандидаты от более крупных партий.
  • Подтасовать результаты выборов становится сложнее.

Недостатки пропорциональной системы

  • Избиратель голосует не за конкретного человека, а за партийный список. Гражданин не понимает, кто именно представляет его в парламенте.
  • Избранный депутат отвечает в первую очередь перед партией, которая включила его в список, а не перед избирателем.
  • В парламенте появляются мелкие фракции, способных мешать принятию решений. Партиям приходится договариваться о коалиционном правительстве, которое менее устойчиво, чем однопартийное.

Что такое смешанная система выборов

Смешанная система основана на том, что часть мест в парламенте распределяется по мажоритарной системе, часть – по пропорциональной.

Примеры: по смешанной системе проводятся выборы в парламенты Австралии, Германии, Японии. Выборы в российскую Госдуму проходят по смешанной системе с 2016 года.

Смешанная избирательная система сочетает преимущества и недостатки двух других – мажоритарной и пропорциональной. Она стимулирует политическую конкуренцию, позволяет попасть в парламент представителям мелких и средних партий.

В то же время она оставляет возможность для использования «паровозов» – популярных кандидатов во главе списков, которые проводят в парламент никому не известных людей; в одномандатных округах по-прежнему побеждают крупные партии.

Избирательная система России: пропорциональная или мажоритарная?

Выборы в Государственную Думу РФ в настоящее время проходят по смешанной системе. 225 депутатов избираются по партийным спискам (пропорциональная система), еще 225 – по одномандатным округам (мажоритарная система). Приходя на думские выборы, гражданин РФ получает два бюллетеня: в одном он ставит галочку за какую-то партию, в другом – за одного из кандидатов по своему округу.

Такая система действовала в России не всегда. С 2007 по 2011 год выборы по одномандатным округам не проводились, всех депутатов Госдумы избирали по пропорциональной системе, только по партийным спискам. А до 2007 года действовала также смешанная система.

Выборы президента РФ проходят по мажоритарной системе. Вся страна представляет собой единый федеральный избирательный округ. Побеждает кандидат, набравший в ходе ания 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов не брал более половины , проводится второй тур – в нем участвуют два кандидата, которые в первом туре получили наибольший процент.

На местных выборах действуют различные правила. Например, депутаты Московской городской думы избираются по мажоритарной системе – столица разделена на 45 избирательных округов, в каждом из которых побеждает кандидат, набравший относительное большинство .

Источник: https://www.anews.com/p/114622727-mazhoritarnaya-i-proporcionalnaya-izbiratelnaya-sistema-v-chem-raznica/

Избирательные округа и избирательные участки. Формирование УИК

Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что. Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательные округа и избирательные участки представляют собой территории, на которых осуществляется ание. Они создаются в соответствии с конституционными, федеральными, региональными законами, а также муниципальными нормативными актами. Рассмотрим далее, как происходит формирование избирательных округов, избирательных участков.

Признаки

Избирательные округа и избирательные участки обладают рядом отличительных черт. В первую очередь необходимо отметить, что ание на этих территориях осуществляется гражданами. Это означает, что образование избирательный округов, избирательных участков не допускается на ненаселенной местности. При этом необходимо отметить один нюанс.

В качестве избирательного округа может выступать только та территория, на которой живут граждане РФ. В соответствии с законодательством, ание населения осуществляется непосредственно. Нормами предусматриваются правила, по которым осуществляется распределение избирательных участков по избирательным округам.

Оно должно быть таким, чтобы границы первых не выходили за пределы вторых.

Избирательные округа, участки, комиссии: специфика

Необходимо отметить ряд особенностей, характерных для территорий, на которых осуществляются выборы. В первую очередь нужно сказать, что избирательные округа и избирательные участки создаются на основании разных нормативных актов.

Порядок для первых устанавливается исключительно федеральным, конституционным законодательством. Избирательные участки формируются главами местных администраций муниципальных районов не позже 45 дней до начала ания. При этом во внимание принимаются данные о количестве голосующих.

Создание участков осуществляется по согласованию с комиссиями из расчета не больше 3 тыс. граждан на одну территорию.

Созыв последних осуществляется по предложениям от политических партий, прочих общественных объединений, представительного органа МО, собрания граждан по месту работы, проживания, учебы или службы.

Создание участковых комиссий осуществляется вышестоящими территориальными структурами. В соответствии с требованиями законодательства, последние назначают не менее 1/2 от общего количества членов УИК.

Количество участников, обладающих решающим голосом, зависит от численности голосующих граждан на конкретной территории:

  1. До 1001 – 3-9 членов.
  2. От 1001 до 2001 – 7-12.
  3. Больше 2000 – 7-16.

Исключения

Избирательные округа и избирательные участки отличаются друг от друга по территориальному признаку. Первые создаются исключительно в РФ.

Избирательные участки могут образовываться за пределами страны, в местах временного проживания граждан, отдаленных и труднодоступных районах, в воинских частях, на судах, находящихся в плавании в день ания, на полярных станциях.

Территории для выражения волеизъявления населения создаются в иностранных государствах при проведении выборов в органы госвласти руководством диппредставительств либо консульств. В этом случае требование о максимальном количестве голосующих граждан может не применяться.

В районах временного пребывания (в санаториях, больницах, домах отдыха и проч.), в отдаленных, труднодоступных местностях, на судах в плавании, а также на полярных станциях образование избирательных участков производится не позже 5 дней до даты ания.

Она существует только для округов. Разделение осуществляется в зависимости от количества лиц, за которых проводится ание. Таким образом, округа могут быть много- и одномандатными.

Кроме этого, классификация проводится по принципу, который лежит в основе их создания. По этому критерию округа подразделяют на административно-территориальные и территориальные.

Существует и дополнительное разделение по используемой выборной системе. Она может быть мажоритарной, пропорциональной, смешанной.

Характеристика

Одномандатным называют округ, в котором выбирается один депутат. Такие территории создаются при ании по мажоритарной системе. Одномандатным всегда будет округ, в котором проходит ание за президента или должностное лицо МО. На ание может выставляться несколько кандидатов.

В этом случае округ будет многомандатным. В бюллетене присутствует несколько фамилий, напротив которых гражданин ставит в квадрате знак (галочку). Выборы также проводятся по мажоритарной системе. Разница состоит в том, что у гражданина столько , сколько кандидатов в бюллетене.

Правила создания

Избирательные округа формируются в соответствии с данными о численности граждан, зарегистрированных на территории. Их схема определяется не позже 80 дней до начала ания. В ней обозначаются их границы, приводится список административно-территориальных единиц (МО, населенных пунктов), включенных в каждый округ.

Если эти районы входят только частично, это должно быть обозначено в схеме. Кроме этого, указывается номер каждого округа, расположение комиссий или только той из них, на которую возлагаются основные полномочия, а также количество избирателей. Представительный муниципальный/госорган утверждает схему не позже 20 дней до окончания срока назначения ания.

При этом он вправе вносить корректировки в схему.

Избирательные округа и избирательные участки Москвы и Московской области

Их схема утверждается постановлением облдумы. В 2016 г. были внесены изменения в принятый в 2015 г. нормативный акт. Корректировке подверглись некоторые адреса избирательных участков. Красногорский избирательный округ 120, например, включал в себя одноименный муниципальный район.

Кроме этого, в него входил Истринский МР с городскими и сельскими поселениями, такими как Дедовск, Истра, Павло-Слободское, Обушковское, Ивановское. Избирательные округа и избирательные участки Москвы были не так многообразны. Первые, как правило, совпадают территориально с АО.

К примеру, избирательный округ участка №58 располагается в ЦАО, на 2 Красносельском пер., д. 18.

Голосование в 2016 г. в Абхазии

На территории Республики было сформировано 9 участков. Они располагались в таких городах, как Сухум, Гагра, Пицунда, Гудаута, Очамчыра, Ткуарчал, Гал, а также в п. Бамбора.

При этом некоторые места для ания были приписаны регионам РФ.

Так, например, избирательные участки по Даурскому одномандатному округу охватывали граждан, территориально находящихся в пределах таких городов, как Гал, Ткуарчал, Очамчыра, и одноименных районов.

Основные требования

При образовании округов должны выполняться определенные условия. Среди них следует отметить:

  1. Соблюдение примерного равенства одномандатных округов по количеству голосующих с допустимым отклонением от средней нормы не больше чем на 10%, в отдаленных, труднодоступных местностях – не более 30%. Иное правило предусмотрено для второй категории территорий. При формировании многомандатных округов соблюдается приблизительное равенство голосующих на 1 мандат. При этом определяются допустимые отклонения. Они устанавливаются – не больше 10% от средней нормы, умноженной на количество мандатов по данному округу. Для труднодоступных, отдаленных местностей этот показатель увеличивается до 15%.
  2. При создании округов в районах компактного проживания малочисленных коренных народностей допустимое отклонение может быть выше указанного в законодательстве предела. При этом показатель не должен быть больше 40%.
  3. Избирательный округ формируется на единой территории. Недопустимо его создание на местностях, не граничащих друг с другом. Исключение составляют анклавные территории.

При соблюдении последнего пункта учитывается административное устройство региона или МО. Список отдаленных, труднодоступных районов определяется законодательством субъекта, вступившим в действие до даты официального обнародования решения о назначении ания.

Приведенные выше требования могут не выполняться, если назначены выборы в федеральные органы госвласти, иные госструктуры, а законодательство при этом предусматривает обязательность формирования не менее 1 избирательного округа в границах каждого региона РФ. Вместе с этим положения первого предложения могут не выполняться.

В частности, такое допускается при формировании в пределах АО, включенного в состав другого региона РФ, одного избирательного одномандатного округа, в состав которого входит указанный АО полностью при проведении выборов депутатов представительного (законодательного) органа госвласти субъекта.

Если реализация положений первого предложения повлечет за собой создание территории для ания, в которую будут входить части более одного МО, разрешено отклонение от средней нормы не больше чем на 20%. Аналогичное правило действует в тех случаях, если возникает вероятность формирования округа, включающего в себя площади одного/нескольких МО и часть другого муниципалитета.

Данное положение относится к созданию территорий для ания при выборе депутатов представительного (законодательного) института госвласти региона.

Дополнительно

Обнародование (опубликование) схемы округов, включая их графическое изображение, возлагается на соответствующий представительный орган государственной/муниципальной власти, избирательную комиссию, отвечающую за организацию выборов. Оно осуществляется не позже 5 дней после утверждения.

При образовании многомандатных округов количество мандатов, которые должны распределяться в нем, не должно превышать 5. Из этого правила, однако, есть исключения.

Ограничение не применяется при назначении выборов в органы территориальной власти другого МО в округе, сформированном в пределах избирательного участка.

Заключение

В целом система формирования избирательных округов и избирательных участков достаточно проста.

При создании территорий для ания уполномоченные структуры руководствуются в первую очередь административным делением, существующим в стране. Кроме этого, во внимание принимается численность граждан, живущих в той или иной местности.

Участки для ания всегда меньше округов. Они могут создаваться не только непосредственно на территории РФ, но и за ее пределами.

Также допускается формирование участков на судах, находящихся в плавании (они включаются в состав округов по месту приписки корабля). Голосование проводится также в воинских частях, на полярных станциях. Эти избирательные участки включаются в округа по месту их расположения.

При организации выборов уполномоченные органы ставят задачу охватить как можно большее количество населения. Для того чтобы избиратели знали, где им следует реализовывать свое право, публикуются схемы расположения участков.

За рубежом ание организуется на территории диппредставительств и консульств.

Источник: https://FB.ru/article/271374/izbiratelnyie-okruga-i-izbiratelnyie-uchastki-formirovanie-uik

Мажоритарная и пропорциональная

Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что. Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательная система – особый политический институт, характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность.

Избирательная система посредством выборов позволяет сформировать определенный тип организации власти, обеспечить участие общества в формировании государственных органов власти.

Успешное проведение выборов и признание большинством общества их результатов – важный признак данного общества решать существующие проблемы мирными политическими средствами.

Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право представляет собой комплекс правовых норм о порядке выборов,  который включает политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы и иные акты, регулирующие процесс выборов.

Избирательный процесс как комплекс действий в организации и осуществлении выборов является практически-организационным компонентом избирательной системы, базируется на избирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемых этапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, ание и установление его результатов).

В практике современных демократических государств существуют общенациональные парламентские и президентские выборы; выборы в органы региональной власти и местного самоуправления.

Правник
Добавить комментарий