Психологическая теория права: плюсы и минусы. Теории происхождения государства

Плюсы и минусы теорий происхождения государства

Психологическая теория права: плюсы и минусы. Теории происхождения государства

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы – теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.

В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя – естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.

Плюсами теории является то, что она:

  • справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  • помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
  • поддерживает людские верования в нерушимость мира;
  • раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Договорная теория происхождения государства

Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.

Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.

Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.

Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.

Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положених:

  • Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
  • Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
  • Договор является волей людей – значит он может расторгаться;
  • Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Теория насилия в вопросе происхождения государства

Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.

Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.

Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.

Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.

Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.

Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.

Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.

Материалистическая теория происхождения государства

Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.

Замечание 2

Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.

Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/problemy_teorii_proishozhdeniya_gosudarstva/plyusy_i_minusy_teoriy_proishozhdeniya_gosudarstva/

Теологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основателем теологической концепции является Фома Аквинский, который жил в середине 13-го века и для появления того или иного государства он считал волю Бога.

Плюсами божественной сути государств, являются:

  • объяснения, что появление госструктур тесным образом связано с единой религией граждан;
  • последствия установления на основе религии общественного порядка;
  • отражения объективных решений теократического сообщества. И все это подтверждено исторической действительностью, что первые государства – это теократические образования.

Минус один и он состоит в том, что эта теория не является научной и поэтому ее нельзя как доказать, так и опровергнуть, так как она основана на вере.

Патриархальная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатель концепции – это Аристотель, который считал, что государственное строительство является результатом объединения разросшихся семей.

Он представлял всех людей существами, которые стремятся к коллективному взаимодействию и общению, что приводит к образованию семей.

Разрастание семей приводит сначала к объединению родственников, а потом и к объединению между семьями. Что оформляется, в конце концов, в форме государственного устройства.

Что касается властных полномочий, то это не что иное как отцовская власть или полномочия патриарха объединенных семейств.

Достоинства патриархальной концепции:

  • в том, что прослеживается связь между семейными и государственными отношениями;
  • что порядок в обществе действительно достигается в результате воли патриарха;
  • что правитель – это патриарх или тот, кто имеет наибольший жизненный опыт и влияние. И на роль правителя может претендовать наиболее достойный представитель объединенных семей.

Недостатком этой концепции является то, что она не может объяснить все процессы существования государства и примером может служить появление жестоких или даже диктаторских правил и законов, если граждане – это якобы представители единой семьи.

Договорная теория происхождения государства: плюсы и минусы

Что касается основателей договорной концепции государственного устройства, то за рубежом – это как Гроций и Гобс, так и Лок и Руссо, а нашим соотечественником-последователем этой теории был Радищев.

В основе этой концепции лежит предположение, что государство – это результат общественного договора между различными слоями граждан с целью обретения всеобщих благ.

При этом договорная концепция, не смотря на утопию, так или иначе, имеет историческое подтверждение фактами. Иногда государственное строительство велось в результате согласия граждан на передачу своих прав специальному органу, например, с целью защиты самих граждан или для защиты от внешних угроз. И этому есть немало примеров в истории.

Положительной стороной договорной концепции государства является то, что она основана на естественных человеческих чувствах страха и является отражением природного инстинкта самосохранения. Кроме этого наличие в концепции элементов демократии с одной стороны опровергает религиозную основу, а с другой – опирается на историческую практику государственного строительства.

Недостатками договорной концепции являются:

  • утопия, что якобы человек никому не подчинен. А также якобы он не склонен к подчинению себе подобных;
  • что, являясь людской волей, договор может, как выполняться, так и расторгаться без участия госорганов;
  • по сути, договорные отношения между людьми могут быть заключены и вне государственных структур. И, действительно, история подтверждает, что общественные договора появились прежде, чем государственные институты.

Теория насилия происхождения государства: плюсы и минусы

Концепция насилия имеет двойственный характер: насильственные действия внутри и вне сообщества.

Приоритет обоснования концепции внешнего насилия принадлежит Каутскому, а также Гумпловичу, представителям социального дарвинизма.

Суть их теории – это государственные образования являются итогами завоеваний одних сообществ или племен, другими.

Из положительного этой теории, можно отметить, что она может быть подтверждена всем ходом истории, как почти непрерывного времени войн, а госаппарат в результате этих войн – это представители завоевателей.

Недостатки – эта концепция не может или слабо объясняет:

  • появление государств в некоторых частях мира и, причем без войн;
  • как правило, войны имеют вторичный событийный характер
  • в истории есть множество примеров образования госструктур не в результате самих войн, а по наличию их угрозы;
  • мирного образования государственного устройства в истории – масса примеров.

Дюринг является основателем концепции внутреннего насилия, которое гласит, что государство – это не что иное как итог насилия более организованной и обладающей большими ресурсами части общества над другими, не организованными, и не располагающими ресурсами для противодействия сообществами.

Достоинства концепции в том, что:

  • пренебрежение общими интересами в пользу собственных выгод отдельными слоями общества, приводит к дезорганизации, а в итоге и к ослаблению всего сообщества;
  • госструктуры отнюдь не являются выразителями интересов всех сообществ;
  • насильственные методы управления со стороны госструктур – это реализация принципов, основанных на том, чтобы разделять и властвовать.

Минусы теории, это:

  • если слепо отстаивать свои интересы, то это может привести как к разрушению самого сообщества, так и к потере государственности;
  • сообщества, впрочем, как и люди на самом деле не могут быть равными;
  • если государственное строительство ведется насильственно, это означает, что и путь к его разрушению – это насильственный способ.

Материалистическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Основатели – это Маркс и Энгельс, а также наш соотечественник Ленин.

Достоинства материалистической концепции в том, что на формирование госструктур действительно влияют:

  • материальные условия существования как отдельных членов, так и всех сообществ;
  • актуальное состояние укладов в области труда;
  • формы хозяйствования и наличие условий для их развития;
  • соотношение потребительной и производящей экономик;
  • наличие социального антагонизма в зависимости от имущественной дифференциации классов.

Минусы концепции, это:

  • недооценка частных инициатив в сфере экономики в угоду директив госаппарата;
  • государственное строительство не может идти по одной схеме, без учета, как экономических и социальных, так и политических, а также исторических факторов;
  • данная теория не прошла проверку исторической практикой.

Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/plyusi-i-minusi-teorij-proishozhdeniya-gosudarstva/

Психологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Психологическая теория права: плюсы и минусы. Теории происхождения государства

Психологическая теория происхождения государства была разработана Львом Петражицким. Согласно мнению этого ученого, государство появилось благодаря разделению социума по ряду психологических признаков. Существует два типа людей — подчиняющиеся и управляющие.

Суть и история развития направления

Психологическая концепция права показывает, что государство было основаны не на материальных ценностях, как утверждала марксистская доктрина. Они появились благодаря ряду психических качеств, переживаний и эмоций людей.

Лев Петражицкий утверждал, что отдельные социальные группы не могут длительное время существовать без правовых переживаний. Государство может образоваться только по причине определенного состояния психики разных групп индивидов.

Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.

Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.

Исследователи сравнивали общество с биологическим организмом, в котором отдельные части связаны между собой.

Между отдельными индивидами есть психологическая связь, позволяющая им объединяться в группы для достижения общей цели. По этому утверждению можно понять, что солидарность становится главной чертой характера человека, но одинаковых индивидов не существует.

По физическим качествам есть сильные, слабые личности. В зависимости от психических качеств выделяется две группы индивидов:

  1. Личности, подражающие авторитетам. Им свойственно подчинение другим. При исполнении приказов со стороны руководства, они становятся спокойными, веря, что поступают во благо правому делу.
  2. Люди, стремящиеся управлять другими. Они не умеют выполнять приказы, имеют собственное мнение на многие вещи, не признавая слов других. Их умение подчинять окружающих своей воле позволят добиваться руководящих постов.

Возникла эта теория в середине 19 века, но большую популярность она получила только к началу 20 столетия.

Основные концепции

Существует несколько основных концепций происхождения власти и права:

  1. Теологическая (или как ее еще называют — божественная, религиозная). Она управляла сознанием людей в Средневековье. Суть этой теории заключалась в том, что все возникает по воле Бога. По этой причине власть считается святой, незыблемой. Ее представители являются исполнителями божественной воли на земле.
  2. Патриархальная. Любой человек — коллективное существо, стремящееся создать собственную семью. Государство является высшей ступенью, когда многие семьи объединяются вместе под предводительством одного отца, старейшины, лидера.
  3. Договорная. Государство образовали индивиды, которые хотели сохранить то что имеют на данный момент, не воевать друг с другом, но для этого нужно было заключить договор, согласно которому все отказывались от благ для достижения общей цели.
  4. Органическая. Государство — целостных организм, клетками которого являются отдельные люди. Чтобы организм работал правильно, клетки должны объединиться и действовать сообща.
  5. Психологическая. Основана на людях, которые хотят подчиняться и личностях, склонных к управлению.
  6. Теория насилия. Государство образовалось благодаря одной группе единомышленников, которые силой подчинили себе других людей. Для управления государством, его насыщения также требуется проявлять насилие (поборы, казни).

Существуют и другие теории (гидравлическая, диффузная, спортивная, инцестная), но они не получили большой популярности среди исследователей, общества.

Основоположники

У каждой теории есть основоположники, последователи:

  • теологическая — Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье;
  • патриархальная — Аристотель, Конфуций, Р. Филмер;
  • договорная — Шарль-Луи Монтескье, Джон Локк, Гуго Гроцкий, А. Н. Радищев;
  • органическая — Герберт Спенсер, Вормс, Прейс;
  • психологическая — Л. И. Петражицкий, Г.Тард, З. Фрейд;
  • теория насилия — Шан Ян, Карл Каутский, Людвиг Гумплович.

В становлении теории участвовали и другие исследователи, но они внесли маленький вклад в развитие направления.

Преимущества и недостатки направления

Чтобы понять насколько актуально учение Петражицкого, Тарда, необходимо разобраться с плюсами и минусами психологической теории происхождения государства. К достоинствам этого учения можно отнести его справедливость.

Любому человеку свойственно проявлять чувство доминирования, стремления к общению, подчинению других. Эти особенности повлияли на образование, развитие государства. Главный недостаток этой теории заключается в том, что она не учитывает другие факторы образования государственного строя.

К ним относится социальное, политическое экономическое развитие.

Психологические качества любого человека формируются под воздействием многочисленных факторов, которые нужно учитывать, чтобы объяснить процесс образования государства. Психологическая теория представляет описание только одного фактора, который бесполезен без других.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva.html

Основные теории возникновения государства. Расовая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Психологическая теория права: плюсы и минусы. Теории происхождения государства

Теория происхождения государств – один из самых обширных разделов теории государства и права. Это обоснованные объяснения об условиях, причине и смысле образования такого института, как государство.

В этой статье мы с вами кратко рассмотрим все основные теории возникновения государств, а также подробно разберем одну из самых неоднозначных и любопытных – расовую теорию происхождения государства и права.

О теориях появления государства

Как вы знаете, концепций зарождения государственного строя масса. Расовая теория происхождения государства, плюсы и минусы которой мы с вами разберем, – всего лишь островок в этом бескрайнем море. Многообразие объяснений, притом научно обоснованных, объясняется несколькими факторами. Это:

  • Сложность самого предмета анализа.
  • Исторические особенности общественного сознания эпохи, в которую работал ученый.
  • Своеобразное мировоззрение этноса исследователя (это в дальнейшем и выльется в недостатки расовой теории происхождения государства).
  • Идеологические и политические убеждения ученого.
  • Задача, которую автор теории ставит перед собой.

Все теории разделены на большие группы:

  • религиозные (мифологические);
  • насильственные;
  • юридический позитивизм;
  • патриархальные;
  • договорные (или же – естественно-правовые);
  • органические;
  • психологические;
  • марксистские;
  • волюнтаристские;
  • иные.

Разберем более подробно каждую группу.

Обоснователи этих теорий считали, что происхождение государства – именно божественное, это необычный дар от высших сил. Такое мировоззрение было популярно в первобытную эпоху и отчасти в Средневековье.

Можно выделить здесь четыре замечательных теории:

  • Концепция Платона. Государства появились в эпоху олимпийских богов в результате раздела их “зон влияния” в человеческом мире. Например, мудрая Афина была покровительницей демократических и философствующих Афин, Посейдон – Атлантиды с насильственным царским правлением.
  • Древнеиндийская концепция. Земной государственный порядок был установлен ведическими вседержателями Варуной и Индрой.
  • Древнекитайская концепция. Государственный порядок Поднебесной – воля божественного неба.
  • Теологическая концепция. Была развита Августином Блаженным и Фомой Аквинским. Средневековые философы считали, что государство – симбиоз воли божественной и человеческой.

Патерналистские теории

Суть патриархальных концепций проста: государство возникает из большой семьи, а государственная власть – из авторитета главы семейства. Отношения детей и родителей – это отношения подданных и правителя. “Родитель” должен заботиться о своих “детях”, а те – беспрекословно ему подчиняться.

В свое время данную теорию доказывали:

  • Конфуций.
  • Аристотель.
  • Филмер.
  • Н. К. Михайловский и др.

Органические теории

В отличие от расовой теории происхождения государства и права, это универсальная, гуманная и не утратившая сегодня актуальности концепция. Государство здесь – продукт социальной эволюции, живой организм, который растет и развивается. Проводится параллель с биологической эволюцией, естественным отбором (войны, эпидемии).

Отметим здесь точки зрения следующих ученых:

  • Концепция О. Конта. Социология занимается эволюцией, строением и функционированием такого органического целого, как общество, государство. При этом наука в своем нелегком деле постоянно должна оглядываться к биологическим законам.
  • Концепция Г. Спенсера. Государство – часть природы, отчего животное, биологическое в нем порой берет верх над социальным. Как и в живом мире, здесь выживает только самый приспособленный.

Юридический позитивизм

Доказывающие данную концепцию утверждали, что государство – это продукт указа, властного веления правителя (суверена) своим подданным. Основой регулирования отношений в дальнейшем стало выступать право.

Теорию разделяли:

  • Ш. Омос.
  • Д. Остин.
  • Г. Кельзен.
  • С. А. Дробышевский.
  • Г. Ф. Шершеневич.

Договорные теории

Государство – это продукт общественного договора о правилах совместного сосуществования, когда граждане часть своих прав уступают государству, которое, в свой черед, обязуется обеспечивать эти права.

В отличие от представителей расовой теории происхождения государства, эту концепцию доказывали философы с гуманной точки зрения:

  • Концепция Г. Гроция. Государство – волеизъявление его граждан.
  • Концепция Т. Гоббса. Догосударственное время определяется как “естественное состояние”: ведутся непрекращающиеся войны, каждый имеет право на все. Главный принцип: “нападение – лучшая защита”. Государство же возникло из разумного побуждения человека установить мир, столь необходимый для его развития. Отсюда люди отказались от части своих прав в сторону государства для обеспечения процветания и безопасности.
  • Концепция Д. Локка. Цель социального договора о создании государства – обеспечение каждого неотчуждаемым естественным правом на свободу, жизнь и имущество.
  • Концепция Ж.-Ж. Руссо. Государство – попытка преодоления социального неравенства: подчиняться власти должны все.
  • Концепция А.Н. Радищева. Цель создания государства – “блаженство граждан”.

Насильственные теории

Схожесть с расово-антропологической теорией происхождения государства – последнее возникло в результате подчинения слабых сильным, менее развитых более прогрессивным народам. Государство – принуждение, навязанная сила.

Разберем взгляды теоретиков:

  • Концепция Е. Дюринга. Внутреннее насилие в первобытной общине является первым фактором зарождения государства.
  • Концепция Л. Гумпловича. Государство – способ достичь собственного благополучия, продемонстрировать свое могущество, расширить зону влияния за счет более слабых обществ.
  • Концепция К. Каутского. Государство – это следующий уровень отношений мжду победившими и побежденными.

Психологические теории

От достоинств и недостатков расовой теории происхождения государства эту концепцию опять же отличает гуманность. Возникновение государства связано с психологическим стремлением человека к коллективизму, совместной жизни и деятельности, направлением к поиску авторитета, естественным желанием повелевать или подчиняться.

Концепцию разделяли:

  • Т. Д. Баштим.
  • Н. М. Коркунов.
  • Л. И. Петражицкий.

Марксистская теория

Государство – продукт эволюции социально-экономических отношений, возникновения общественных классов и борьбы между ними. Теоретики (К. Маркс и Ф. Энгельс) считали, что государственный строй создан для угнетения более бесправных слоев общества, установления господства над ними правящих классов.

В. И. Ленин полагал, что государство – это и пример, и продукт непримиримости противоречий между социальными классами.

Другие теории

Сюда относится:

  • Патримониальная концепция (К. Л. Галлер). Источник государства – право собственности на землю.
  • Либертано-юридическая концепция. Государство и право возникли как две обязательные составляющие общественной жизни.

Волюнтаристские теории

Расовая теория происхождения государства, плюсы и минусы которой волновали многих исследователей, относится именно к этой категории. Кроме нее, здесь выделяются следующие:

  • Ирригационная концепция (К. Виттфогель). Государство возникло не иначе как необходимость для сооружения масштабных ирригационных систем. В качестве обоснования теории ученый приводил в пример Месопотамию, Египет, Китай, Индию.
  • Демографическая. Увеличивающееся количество населения нуждается в централизованном управлении.
  • Кризисное. Толчком к объединению людей были кризисные ситуации, в частности экологические.
  • Концепция “инцеста” (К. Леви-Стросс). Государство возникло продолжением табу на инцест: чтобы запрет имел силу, необходимы органы, которые могли бы контролировать, наказывать, принуждать.
  • Спортивная концепция (Х. Ортега-и-Гассет). Возникновение государства связано с появлением и развитием спортивных соревнований, т. к. для того, чтобы определять победителей, нужны авторитетные для общества лица.

А теперь перейдем непосредственно к сути расовой теории происхождения государства.

Суть расовой концепции

Смысл теории в разделении всех человеческих рас на высшие и низшие. Первым принадлежит господствующая роль, а вторым – удел слепых безвольных подчиненных, рабочей силы. Следовательно и государство создается для оформления такого антигуманного стоя.

В рамках концепции считается, что человеческие расы не одинаковы в своем физическом, психологическом, умственном развитии. Считалось также, что самый большой вклад в развитие мировой культуры внесла признанно высшая белая раса. Поэтому в любом государстве ее представители должны бороться за господство.

Хоть расовая теория происхождения государства с плюсами и минусами, ее характеризующими, возникла еще в рабовладельческую эпоху, поддерживалась в Средние века и во времена колониальных завоеваний, ее основоположником и научным обоснователем считается французский ученый Ж. Гобино, провозгласивший именно арийскую расу высшей.

На его идеи впоследствии полагалось руководство нацистской Германии в установлении собственной теории, оправдывающей геноцид, кровопролитные войны, создание концлагерей. Все перечисленное считалось необходимым для установления господства высшей расы – арийцев, чистокровных немцев.

Кроме Гобино в подаче “пищи” для фашизма историки винят и Ницше. Философ разделял людей на три типа:

  • Высшая раса – гении.
  • Исполнители воли гениев, их “правая рука”, ученики.
  • Посредственные люди.

Но нацистские идеологи неверно поняли концепцию философа. Высшей расой он считал не определенный этнос, а избранных, совершенных личностей, способных подарить миру образчики до того невиданной высокой культуры. Государство же он считал насилием сильных над слабыми, условием возникновения того “высшего человека”.

Расовая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Рассмотрим плюсы и минусы расовой концепции.

Достоинства теорииНедостатки теории
Определяет, что биологически все люди разные – ни в физическом, ни в умственном, ни в психическом плане нельзя отыскать двух одинаковых индивидов.Грубо нарушает главный закон человечества – все люди равны, и это их неотчуждаемое право с рождения.
Страны мира разнятся по уровню развития – где-то в расцвете постиндустриальное общество, а где-то – родоплеменные отношения.Ведет к появлению губительных для сознания фашистских, нацистских теорий.
Этносы различны с точки зрения психологии: северные народы более спокойны и уравновешены, южные – импульсивны и эмоциональны.Объясняет и оправдывает захватнические войны, уничтожение народов, возникновение рабства.

Достоинства расовой теории происхождения государства в том, что она подчеркивает – этносы различны между собой, что и объясняет несхожесть государственного стоя разных стран и невозможность создания универсальной модели идеального государства.

Представители расовой теории

С плюсами и минусами расовой теории происхождения государства человечество знакомили в своих трудах следующие теоретики:

  • Классический период: Гиппократ, Посидоний, Витрувий.
  • Просвещение: Р. Бойль, А. де Буленвилье, Вольтер, Камес, К. Линней, Д. Митчелл, И. Кант, Д. Хантер, Ч. Уайт, Блюменбах, Б. Раш, Бюффон, К. Майнерс.
  • Поздние мыслители: С.С. Смит, Ж. Кювье, Гегель, А. Шопенгауэр, Прунер.
  • XIX-XX вв.: Ницше, Гобино, Чемберлен, Вольтман, Гюнтер.
  • В России: Н. Кареев, С. Ешевский, В. Мошков, В. Авдеев, А. Савельев.

Расовая теория происхождения государства не является нацистской по своей сути. Как и любую другую, ее можно использовать для обоснования как гуманных, так и античеловеческих идей.

Источник: https://FB.ru/article/349689/osnovnyie-teorii-vozniknoveniya-gosudarstva-rasovaya-teoriya-proishojdeniya-gosudarstva-plyusyi-i-minusyi

Основные плюсы и минусы теологической теории происхождения государства

Психологическая теория права: плюсы и минусы. Теории происхождения государства

На протяжении практически всей человеческой истории государство было неразрывно связано с религией.

Достаточно вспомнить фараонов Древнего Египта, где царь был живым воплощением верховного божества, а в абсолютных монархиях Средневековой Европы на троне всегда восседал человек, избранный для этой роли самим Богом (не зря его называли помазанник Божий).

Сама традиция коронации происходила в церкви, которая и обеспечивала легитимность власти монарха. Поэтому нет ничего удивительного, что древние религиозные деятели и мыслители разработали концепцию божественного происхождения государства.

Что это такое

Идея божественности власти витала в воздухе уже давно, однако первым ее сформулировал средневековый философ и богослов Фома Аквинский. Суть ее заключается в том, что государство существует по воле Бога и создано им. То есть жизнь в иерархическом обществе под чьим-то управлением является неотъемлемым свойством мироздания и быть по-другому не может.

А так как за взаимоотношения человека с Богом отвечает церковь, то эта концепция подчеркивала незаменимую роль религиозных организаций в процессе управления государством.

Более того, духовная власть имела неоспоримое преимущество над светской и именно она давала санкцию на возведение монарха на престол (во времена Фомы Аквинского такое понятие как республика уже давно кануло в Лету вместе с Древней Грецией и Римом).

Эти замечательные соображения были подхвачены исламскими и католическими идеологами. Обязанность человека подчиняться верховной власти теперь становилось его святой повинностью, ведь такова воля Божья. Тот, кто недоволен текущим правлением, выступает не только против власти, но и против Бога. В те времена все были прекрасно осведомлены, как карается подобная вольность.

Плюсы теории

  • Бесспорно, теория божественного происхождения государства укрепляла авторитет правителей. Она придавала им некий ореол святости и непогрешимости, тем самым поднимая их престиж перед подданными. Эта концепция сослужила хорошую службу в период становления и укрепления абсолютизма в Европе, когда в головах людей началась формироваться мысль, что желание монарха, пусть даже самое сумасбродное, закон для остальных.
  • Укрепление авторитета властителей имело еще одну важную сторону: посягательство на власть отныне считалось страшным преступлением, а в некоторых случаях – святотатством и кощунством. Это позволяло династиям королей править странами целыми столетиями без значительных потрясений и политических катаклизмов.
  • Помимо всего прочего, теологическая теория происхождения государства упрочила в умах людей необходимость соблюдения законов и порядков, установленных законодателями. В обществе наблюдались согласие, порядок и духовность. Этот аспект оказался долгоиграющим: и по сей день мы в нашей стране удивляемся тому, насколько западноевропейская цивилизация, а с ней и североамериканская, с пиететом относятся к соблюдению установленных порядков.
  • Акцентируя роль Божественной воли в появлении государства, церковь тем самым укрепляла и собственные позиции. Она играла ведущую роль в возведении монарха на трон, давая ему разрешение, заверенное самим Богом. То есть легитимность власти проистекала не от права рождения, а от взгляда на это высшего духовного руководства. Помимо этого, Церковь сама становилась реальной властью, своеобразным государством внутри государства. Поэтому правители, которые собирались захватить власть, должны были считаться с этой силой.

Минусы теории

  • Конечно, самый главный недостаток теологической теории происхождения государства состоит в том, что она в принципе недоказуема. Не вдаваясь в дебри богословских рассуждений о доказательствах существования Бога, можно сказать, что мысли о божественности власти были высказаны такими же людьми, пусть умными и добрыми, но все же несовершенными, как и все мы. При этом они рассуждают о мыслях и действиях Высшего существа, будто знают их как свои собственные. В самом деле, ведь нельзя спросить у Бога, что он думает по тому или иному факту (Священные книги не в счет, так как по многим вопросам противоречат сами себе).
  • Религиозная теория имеет тот недостаток, что рассматривает происхождение государства лишь с одной стороны, не обращаясь к другим причинам и факторам: политическим, социальным, экономическим и множеству других. Тем самым она умаляет их воздействие на процессы возникновения государственности в человеческих обществах. Конечно, однобокость присуща и другим теориям, но они могут рассматриваться в комплексе, тем самым помогая постичь подлинные причины, побудившие людей на построение государства.
  • Если власть дана от Бога, то она священна и совершенна, а потому не требует улучшений или изменений. Хотя исторический процесс постоянно доказывает нам обратное: с течением времени взаимоотношения внутри общества усложняются, требуя все новых и новых решений возникающих противоречий. Там, где нет прогресса, возможен только коллапс общества и крах государства, неспособного на ответы вызовам современного мира. Ведь неслучайно законы постоянно видоизменяются, так как человек не способен предусмотреть абсолютно все. К примеру, основной закон США – Конституция – неоднократно пополнялся новыми положениями – так называемыми поправками.

Вывод

Теологическая теория происхождения государства, несомненно, имеет право на существование. Она позволяет понять роль религии в истории государств, как духовная и светская власти взаимно дополнялись и способствовали развитию общества.

Хотя в наше время они отделены и не влияют друг на друга, старые взаимоотношения дают о себе знать. Политические лидеры до сих пор дают клятву на инаугурации на священных писаниях, а в судопроизводстве США применяется присяга свидетелей, приносимая на Библии.

Отголоски прошлого все еще довлеют над нами в виде отдельных ритуалов, хотя значение, которое им придавалось раньше, уже позабыто.

Источник: https://plusiminusi.ru/osnovnye-plyusy-i-minusy-teologicheskoj-teorii-proisxozhdeniya-gosudarstva/

Психологическая теория права. Психологическая теория происхождения права

Психологическая теория права: плюсы и минусы. Теории происхождения государства

Как возникло государство? В чем его суть? Что такое право? Для ответов на эти и многие другие вопросы были рождены десятки самых разных теорий.

Большой спектр доктрин связан с множеством взглядов ученых на данную проблему, а также с многогранностью самого явления.

К основным теориям, объясняющим зарождение государства, следует отнести теологическую, патриархальную, органическую, экономическую, договорную, психологическую и другие.

Что касается понятия права, то гипотезы о его возникновении неразрывно связаны с концепцией о становлении державы. Существуют теологическое учение, теория естественного права, естественно-правовая доктрина, нормативисткая теория и, конечно, психологическая.

Ученый и философ Лев Иосифович Петражицкий разработал последнюю доктрину.

Психологическая теория государства и права заключается в предположении, что государство образовалось во время разделения общества по проявлениям двух индивидуальных признаков: подчинение и управление.

Суть теории

У индивида есть психологическая потребность существовать в рамках сообщества, он обладает чувством коллективного взаимодействия. Приверженцы данного мнения считают человечество и государство результатом личностных взаимодействий людей и различных союзов, ими созданных. Общество и метрополия являются следствием реализации естественных потребностей индивида в определенной организации.

Психологическая теория права. Представители

В начале ХХ века российский ученый Л. И. Петражицкий разработал доктрину о происхождении государства. В печатном виде она рассказана в труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Последователями учения являются А. Росс, М. Рейснер, Г. Гурвич.

Автор психологической теории права родился в 1867 году в дворянской польской семье. Л. И. Петражицкий окончил университет в Киеве и после учился в римской семинарии в Германии. После обучения он вернулся в Россию, где стал изучать общую теорию права.

В начале ХХ века ученый издал два печатных труда, в которых синтезировал психологию с теорией власти.

Психологическая теория права формировалась в течение нескольких периодов:

1. С 1897-го по 1900 год. Автор доктрины написал свое первое научное произведение. Труд сопровождался несколькими приложениями. Основные положения своей теории Л. И. Петражицкий отразил в книге 1900 года «Очерки философии права».

2. С 1900-го по 1905 год. Ученый начал детально разрабатывать методику своего будущего учения. Кропотливая работа была отражена в труде «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

3. С 1905-го по 1909 год. Л. И. Петражицкий занялся устройством единой системы юридических знаний на основе ранее разработанной методологии. Его работа была оформлена в двухтомную рукопись «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Печать последней книги стала настоящим событием в мировой литературе.

Взгляды Е. Н. Трубецкого и М. А. Рейснера

Философ и правовед Е. Н. Трубецкой указывает на то, что солидарность – это основная черта индивида. Люди отличаются друг от друга по своим психологическим особенностям и по проявленной физической силе.

В основе сознания одних людей лежит понимание зависимости от элиты, законности определенных вариантов отношений и действий, что вносит в их душу ощущение стабильности и успокоения. Вторая часть индивидов отличается желанием подчинять окружающих своей воле.

Такие люди становятся лидерами в обществе.

Социально-психологический подход к решению вопроса о возникновении державы был открыт М. А. Рейснером. По его мнению, основным моментом в становлении империи является идеология, которая организует жизнь в обществе.

Философ считал, что главным источником государственных убеждений является массовая психика людей. Изучение становления страны ограничивается познанием психических переживаний, которые составляли политическую идеологию, и анализом поведения людей.

Государство, как считал ученый, включало в себя население, территорию и власть. Оно воплощало в себе всю политическую идеологию, а именно влияние расы, террора, экономической необходимости и религии во главе с идеологией права.

Государство является продуктом реализации населением убеждений, норм и принципов, в которых заключается их зависимость от различных видов власти.

Основные положения теории права

Психологическая теория права Л. Петражицкого содержит следующие моменты:

  1. Учение включает позитивное право и интуитивное. Первое официально действует в государстве, когда второе лежит в основе психики людей и складывается из переживаний групп и объединений.
  2. Позитивное право – это установленные государством, законодателем действующие нормативные акты.
  3. Из всех известных психологических состояний человека главными являются эмоции, которые побуждают к действиям. При выстраивании отношений с другими людьми индивид опирается на интуитивное право. Данный тип авторами теории считается истинным, так как побуждает к самостоятельным и волевым действиям.

Разлад между двумя видами обуславливает социальное потрясение. В данном случае право играет роль одного из явлений психической жизни общества, которое представляет собой обязательное, требовательное переживание людей.

Психологическая теория права. Критика

У любой теории есть как сторонники, так и противники. Данное учение подверглось критике по нескольким причинам. Так, рассказывая о роли психологических проявлений в процессе образования государства, не было дано развернутого объяснения о месте психики в становлении державы.

Все качества считались одинаковыми и назывались эмоциями либо импульсами. Психологическая теория права не учитывает знание о том, что психика индивида делится на три сферы: мыслительную, эмоциональную, волевую. На основе последней устанавливаются взаимоотношения, а также выстраивается социальная пирамида, которая лежит в основе образования государства.

Люди с сильными волевыми качествами становятся лидерами в обществе.

Психологическая теория возникновения права включает стремление к солидарности индивидов. Но в действительности это мнение беспочвенно. Приведено достаточно случаев полного отсутствия заботы людей о близких. Авторы теории придают основное значение в образовании государства психологическим факторам, недостаточно учитывая другие обстоятельства.

Достоинства учения

Психологическая теория права тесно связана с личностным механизмом становления правомерного поведения.

При переводе ряда юридических предписаний в качество действительного поведения переживания психологические импульсы индивида станут последним звеном, напрямую соприкасающимся с конкретным поведением.

Право может регулировать поведение только через умственно-психологическую сферу. Таким образом, психологическая теория происхождения права учитывает личностные особенности людей, роль правосознания в регулировании общественных отношений.

Философские и методологические основы

Автор теории в освещении природы права следовал учению позитивной философии. Взяв азы данного течения, Л. И. Петражицкий добавил свои оригинальные мысли.

Ученый поддерживал либеральную идею независимости права от государства, вместе с тем не отрицал значение культурного наследия.

Он стремился к созданию такой теории власти, которая могла бы стать методологической основой правосознания российского общества и профессиональной юриспруденции.

Влияние эмоций

Большую роль явлению как виду нормативных переживаний отводит в своем учении Л. И. Петражицкий. Психологическая теория права различает два вида эмоций: эстетические и этические.

Первые переживаются часто как реакция на человеческие поступки, на разные происходящие явления или по поводу свойств предметов.

Ученый считал, что на вариациях разных представлений с этими эмоциями берут начало правила приличия, одобренные обществом.

Этические эмоции, такие как чувство долга, обязанности, управляют поведением индивида.

Им присущи такие свойства, как авторитарность, проявление совести, препятствие для свободного выбора и давление в сторону «правильного» поведения. Л. И.

Петражицкий выделяет два вида обязанностей – нравственные, правовые. Первые являются свободными по отношению к другим. Правовые – вид обязанностей, которые считаются закрепленными за другими.

Этические нормы

Помимо обязанностей, которые выполняет индивид, философ учитывал еще этические нормы. Он их также разделил на несколько видов. Первый носит название “нравственные нормы”. Они являются обязательными в одностороннем порядке, утверждают независимые по отношению к другим обязанности, предписывают человеку известное поведение.

Примерами таких норм являются правила христианской этики, которые описывают обязанности по отношению к ближним без притязаний на исполнение с их стороны. Второй тип включает обязательные, притязательные нормы, которые устанавливают роли для одних членов общества, требуя выполнения их и от других.

То, что является обязанностью одних, полагается другим как нечто должное, закрепленное за ними.

Заключение

Организационная структура государства появилась на конкретном этапе развития общества. Причинами возникновения данного строя являются разные факторы, как биологические, экономические, религиозные, так и психологические, национальные.

Теорий, объясняющих становление государства, много, каждая раскрывает одну из возможных сторон процесса. Но все они не могут претендовать на полную достоверность.

Нужно учитывать, что психологические и психические качества людей формируются благодаря действию политических, военных, экономических, социальных, духовных и религиозных факторов.

Источник: https://autogear.ru/article/180/928/psihologicheskaya-teoriya-prava-psihologicheskaya-teoriya-proishojdeniya-prava/

Правник
Добавить комментарий