Разница между регламентом и положением. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства)

Как составить регламент организации

Разница между регламентом и положением. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства)

Как составить регламент организации: разделы, инструкция, ошибки

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое регламент организации и с чем его чаще всего путают
  • Из каких разделов он состоит
  • Как составить регламент организации

Каждая организация в определенный момент своего существования сталкивается с необходимостью составления инструкции для бизнес-процессов, другими словами, требуется описать в документах все стадии их выполнения.

В таких нормативных актах, как регламент компании, поэтапно расписан весь ход процесса, в котором задействованы сразу несколько подразделений.

Из этой статьи вы узнаете, как составить регламент организации, а также какими должны быть реквизиты документа и его структура.

Как составить регламент организации: одним общим документом или несколькими отдельными

Среди нормативно-правовых актов организации имеются документы, определяющие структуру и методы выполнения какой-либо работы: регламенты и инструкции. Эти документы могут называться по-разному (например, методическая или рабочая инструкция, стандарт, регламент, положение и т. п.), имеют отличный друг от друга смысл, но преследуют одну основную цель.

Методическая инструкция – организационно-правовой документ, который определяет унифицированные нормативы и методы выполнения определенных функций, независимые от исполнителя. Другие названия этого документа: методические указания, методика, методические рекомендации, методическое руководство и т. д.

Регламент бизнес-процесса – нормативно-правовой акт, составленный для определения порядка взаимодействия подразделений и работников, участвующих в определенном процессе предприятия. Употребляют и другие названия документа: положение о процессе, процедура, стандарт процесса и прочие.

Рабочая инструкция – документ, указывающий на систему выполнения каких-либо отдельных или связанных действий, над которыми работают конкретные сотрудники или подразделения организации в рамках поставленных задач. Используемые синонимы: инструкция, операционная инструкция, производственная инструкция, технологическая инструкция и другие.

Понять различия можно на следующем примере. Предположим, что речь идет о бизнес-планировании в компании. Процесс заключается в том, что инвестиционные предложения работников выражаются в стандартизированной форме накопительных проектов. После проверки и сравнительного анализа в плановом отделе они поступают на изучение в инвестиционный комитет предприятия.

Порядок расчета показателей инвестиционного проекта и необходимые формулы составляют содержание методической инструкции, так как они соответствуют условию обеспечения сопоставимости и не зависят ни от содержания самого инвестиционного проекта, ни от подразделения или должности сотрудника, выполняющего расчет.

Как правильно считать прибыль:

Описания процедуры подачи, предварительного анализа инвестиционной инициативы, подготовки накопительных проектов по определенной методике, а также передача их в отдел планирования и в инвестиционный комитет – предмет регламента. Это объясняется тем, что в данном случае речь идет о системе взаимодействия определенных подразделений организации, условиях перевода нормативных актов из одного подразделения в другое, периодах прохождения документов.

Фрагменты регламента, которые сопровождаются описанием методов сравнительной оценки инвестиционных проектов (или ссылками на эти проекты), излагающие порядок и методы действий сотрудника планового отдела при сравнении полученных инвестиционных проектов, расписаны в рабочей инструкции этого специалиста.

На практике общая последовательность действий при выполнении проекта, методы, используемые при произведении отдельных действий, некоторые детали выполнения процесса на определенных рабочих местах обычно включены в один подробно изложенный документ.

Иногда это является результатом плохо развитой системы внутренней документации компании, но достаточно часто бывает оправдано тем, что полное описание деталей процесса сосредоточено в одном документе, нет необходимости искать информацию в других инструкциях.

Такие нормативные акты, как Положение об оплате труда или Регламент бюджетирования, как правило, представляют собой примеры универсальных документов. В крупных учреждениях их объем иногда достигает нескольких сотен страниц.

Основной минус данного способа изложения состоит в том, что огромное количество текста с формулами, схемами и таблицами угнетающе действуют на сотрудников, несмотря на то что к каждому относится малая часть описания процесса.

К минусам распределения инструкции предприятия по нескольким документам можно отнести сложность отслеживания целостности пакета документов.

Под целостностью подразумевается согласованность действий, порядка и сроков, описанных в каждом из регламентов, а также единство терминологии, совпадение форм документов, которые используются в рамках описываемого процесса, и точность ссылок этих документов друг на друга.

Таким образом, организации вправе выбирать удобную для сотрудников форму документации.

Какие разделы необходимо включить в документ при составлении регламента организации

Как правило, устав организации составляется из следующих основных разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Определения, термины, используемые сокращения.
  3. Описание процесса.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Более подробное описание содержания разделов приведено в таблице:

Статья
Общие сведенияФункция регламентирующего документа (Настоящий регламент определяет систему…).Сфера его использования: сотрудники организации или объекты, которых касаются правила.Нормативные акты, на которых основана данная инструкция (если таковые имеются).Порядок, устанавливающий или отменяющий действие инструкции. Внесенные поправки и изменения.
Определения, термины, используемые сокращенияОпределение терминов, вошедших в текст документа; расшифровка использованных сокращений.Термины должны располагаться в алфавитном порядке. Каждый из них указывается с новой строки в единственном числе, а определение данного термина пишется через тире. В качестве источников для определений при составлении регламента организации следует использовать государственные стандарты и законодательные акты.
Описание процессаПоследовательное описание процесса. Этот раздел лучше разделить на подпункты, каждый из которых определяет очередной этап. В разделе указываются сотрудники, работающие над проектом, описываются их действия и результаты.
ОтветственностьУчастники процесса несут ответственность за выполнение пунктов инструкции. Уголовная ответственность относится к сложным рабочим процессам, связанным с риском для здоровья и жизни людей.
КонтрольПрописывается Ф. И. О. сотрудника, назначенного ответственным за контроль над исполнением составленного регламента организации. Могут быть указаны средства контроля.

К числу основных реквизитов, указываемых при составлении регламента, относят:

  • название организации;
  • дату, номер и место составления документа;
  • гриф утверждения;
  • наименование документа;
  • текст регламента;
  • приложения;
  • визы согласования.

Данные реквизиты оформляются на основании требований ГОСТ Р 6.30-2003.

Самым подходящим вариантом приложения к регламенту будет модель бизнес-процесса, представленная в виде блок-схемы. Возможно изображение таблицы с основными параметрами. При помощи специальных приложений можно создать графическое изображение модели.

Сначала схема может напоминать непонятную композицию из геометрических фигур, но при детальном изучении становится ясно, что схема отображает строгую последовательность действий для выполнения определенных процессов.

По сути, на схеме представлен процесс делопроизводства. Изображение схемы бизнес-процесса организации обычно воспринимается людьми легче, чем текстовая документация.

На схеме четко прослеживается каждый этап, а также взаимодействие между ними и конечный результат.

На грамотно составленной блок-схеме модели бизнес-процесса о «согласовании проекта документа» отображаются такие важные параметры процесса, как входы и выходы, клиенты и участники.

Если новый сотрудник детально рассмотрит эту схему, то он в кратчайшие сроки окажется готов к выполнению необходимых действий на определенном этапе, будет понимать, что от него требуется в ситуации, связанной с данным процессом.

«Как сдать нулевую отчетность: правила для ИП и ООО» Подробнее

Как составить регламент организации: пошаговая инструкция

Процесс составления регламента организации включает несколько этапов.

Шаг 1. Следует определить необходимость составления свода правил организации в конкретной ситуации. Этот документ требуется, если деятельность, подлежащая регламентированию, регулярно повторяется, этапы ее выполнения не изменяются в течение долгого времени.

Шаг 2. Необходимо организовать работников, которые будут составлять регламент организации. Обычно одному сотруднику сделать это довольно трудно, так как практически невозможно охватить все аспекты длительного производственного процесса.

Поэтому при составлении инструкции следует составить список людей, задействованных в разработке, и объявить имя руководителя проекта.

В группе обязательно должны присутствовать теоретики и практики, так составленный список правил организации получится наиболее объективным.

Шаг 3. Далее следует совещание и непосредственно составление регламента организации. Данный этап подразумевает анализ отдельных частей работы и запись всех шагов на бумаге. В результате должна получиться инструкция (черновой вариант), подробно описывающая выполнение необходимых действий.

Шаг 4. После того как все работники, задействованные в составлении инструкции организации, ознакомились с черновиком, необходимо внести в него изменения. Дополнения лучше обсудить коллективно, чтобы сделать окончательный вывод по составлению регламента.

Шаг 5. Составленный устав организации следует отправить на утверждение руководства. После этого выпускается самостоятельный документ. Если он получился очень объемным, для каждого подразделения готовится выписка, в которой прописаны положения, касающиеся непосредственно его работы.

9 типичных ошибок составления регламента организации

  1. Пункты устава не совпадают с практикой
  2. Крайне важно поручить контроль над составлением регламента организации сотруднику, который имеет прямое отношение к производственному процессу.

    Например, когда предприятие выросло до крупных размеров, администрация может создать специальное подразделение, занимающееся развитием бизнеса. Этот отдел должен взять на себя ответственность за составление свода правил.

    Сотрудники данного подразделения ставят задачу изложить все, что происходит в компании.

    Когда инструкцию составляют работники, не имеющие отношения к рабочей деятельности, то реально управляющий этим процессом человек не станет действовать по составленной схеме, поэтому пункты регламента расходятся с практикой.

  3. Инструкция не допускает гибкости
  4. Многие компании пытаются описать происходящие процессы для составления регламента очень подробно. Это происходит из-за незнания разницы между составлением регламента и описанием процессов. Однако если стоит задача автоматизировать процессы, то подробные описания способны помочь людям.

    Потребность в регламенте возникает, когда в рабочем процессе задействовано большое количество сотрудников, действия повторяют друг друга, но каждый видит их с собственной точки зрения, по-своему оценивая ответственность, сроки и т. д. Составленный регламент организации направлен на устранение разногласий, закрепляет процедуру, сведя к минимуму появление разночтений: определенное действие, периодичность – раз в неделю, ответственный тот-то.

    Следует учитывать необходимость предоставить работникам определенную свободу действий в принятии решений в некоторых ситуациях (например, отвечать клиенту как можно быстрее в срочных ситуациях).

  5. В уставе отсутствует мотивация
  6. При отсутствии стимула не поможет никакой свод правил. Если в документе прописано, что финансовый отдел обязан поставить свою визу в договоре в течение двух дней, то эта запись может быть рассмотрена двояко.

    В первом случае финансист не предпримет никаких действий до конца второго дня, во втором случае финансисты должны выполнить обязательство при любых обстоятельствах, но лучше сделать это в кратчайшие сроки.

    Таким образом, сотрудники должны быть всегда замотивированы на выполнение устава организации.

  7. Слишком длинный текст документа
  8. Приемлемый размер документа — не более 5–7 страниц текста.

  9. Регламент организации написан тяжелым языком
  10. Сложность текста, длинные фразы мешают восприятию документа. Лучше сокращать предложения до простых и понятных.

  11. Отсутствует единая терминология
  12. Использование синонимов в терминах может привести к тому, работник будет путаться и неправильно поймет регламент организации. Необходимо проследить, чтобы упомянутый термин применялся на протяжении всего текста составленного документа.

  13. Отсутствие расшифровки к сокращениям
  14. Необходима расшифровка всех использованных сокращений (в скобочках или в виде сноски).

  15. Не обозначены конкретные исполнители
  16. Обязательно указывать сотрудников, которые несут ответственность за выполнение определенного ряда правил.

  17. Не все шаги расписаны в инструкции
  18. Следует детально описывать любые действия, которые необходимо выполнять в процессе работы, так как с инструкцией будут знакомиться и новички в том числе.

Источник: https://kbdp.ru/news/kak-sostavit-reglament-organizatsii/

Положение или регламент в чем разница. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства)

Разница между регламентом и положением. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства)

Ответить на вопрос о том, что такое регламент, одним предложением никак нельзя. Данное понятие очень обширно, оно употребляется в сферах самой разной направленности.

Если же в общих чертах, то этим словом называют нормативно-правовой документ, в рамках которого определяется деятельность того или иного объекта, его положение, значение, а также соответствие определенному стандарту.

В статье мы дадим определение понятию и рассмотрим в отдельности каждый случай.

Что такое регламент в политике и бизнесе?

Привязывая данное понятие к описанию бизнес-процессов, можно трактовать его следующим образом. Регламент – это документ, описывающий и перечисляющий поэтапно шаги, которые должны предпринять участники (или одно лицо) для выполнения конкретного бизнес-плана.

Как правило, в данном документе определяются требуемые сроки реализации каждого этапа. Также в нем обозначаются требования и прописываются необходимые стандарты.

Говоря простыми словами, этот документ является своего рода инструкцией по выполнению работы с четким описанием круга обязанностей.

В политическом контексте регламент означает свод правил (постоянного или временного характера), которые регулируют формы деятельности и внутреннюю организацию однопалатного парламента или палаты, а также депутатов.

Правила обозначаются палатами согласно принципам и предписаниям, которые содержатся в конституции и законодательстве.

Поэтому регламент может быть отменен органами Это понятие также означает свод правил, который определяет порядок деятельности государственных органов, организаций и учреждений.

Что такое регламент в документообороте?

В данном контексте это слово означает порядок, согласно которому ведутся заседания, собрания, съезды и сессии организаций или органов власти. Например, Регламент Верховной Рады Украины, Регламент заседания палат ВС СССР и так далее. Для стандартизации процедуры в некоторых странах существуют специальные сборники, которые содержат перечень возможных ситуаций и правила их разрешения.

Помимо вышеперечисленного, этим термином называют некоторые конференций и конгрессов – например, Брюссельский регламент.

Другие виды

Теперь рассмотрим, что такое технологический регламент.

Данное понятие определяют нормативно-правовым актом (или другим подобным документом), который устанавливает перечень требований к объектам технологического регулирования, обязательных для применения и исполнения.

Под объектами подразумевают продукцию, здания и сооружения, процессы производства, хранения, транспортировки, эксплуатации, реализации, утилизации.

История технического регламента в России

Данный должен был сменить прежнюю систему стандартизации и урегулировать вопросы безопасности. Система ГОСТов устарела и не соответствовала современным условиям, к тому же она была очень запутанной.

В итоге обязательное сертифицирование всей продукции стало формальностью. Государственные органы, занимающиеся этой процедурой, получили возможность найти какие-либо несоответствия.

И, как правило, продукция проходила сертификацию за взятку.

Понятие “технический регламент” было введено в России в 1996 году. Согласно этому изменению, оно определялось как установленные характеристики услуги или продукции, связанные с ними процессы и методы производства.

А в 2003 году вступил в силу новый закон, который заменил десятки тысяч устаревших ГОСТов на ряд регламентов, обобщающих и упрощающих решение ряда вопросов.

Этот документ включает также требования к символам, терминологии, упаковке, маркировке или же полностью посвящается этим вопросам.

Общий ответ на вопрос о том, что такое регламент (работы, генеральный и др.), звучит следующим образом: это документ, который принят соответствующими органами власти и содержит обязательные правовые нормы.

Специфические черты

Ответ на вопрос о том, что такое в различных источниках отличается, это связано со спецификой организации, где утверждается данный документ. Ниже мы приведем общее определение понятия. Должностным регламентом называют нормативный документ, определяющий для служащего следующие моменты:

Требования по квалификации знаний и навыков, соответствующих уровню и характеру занимаемой должности, также он включает описание требуемого образования и опыта работы;

Должностные права и обязанности, уровень ответственности за ненадлежащее исполнение (неисполнение) возложенных задач;

Список вопросов, которые работник имеет право решать самостоятельно;

Перечень вопросов, которые служащий обязан выполнять;

Процедуры и сроки рассмотрения проектов, порядок утверждения и реализации поставленных задач;

Порядок служебных взаимодействий;

Показатель результативности и эффективности профессиональной деятельности определенного служащего.

Данный вид регламента помогает выполнить правильный подбор, расстановку и закрепление кадров, обеспечить повышение их квалификации. Также он содействует совершенствованию технологического и функционального разделения труда между подчиненными и руководителем. Используется для оценки результатов деятельности служащего.

Генеральный регламент

Теперь рассмотрим, что такое Это своего рода устав госслужбы для гражданских лиц. Впервые он был издан в 1720 году. Данный документ ввел систему делопроизводства в учреждениях нового типа – коллегиях.

Согласно генеральному регламенту определялся порядок обсуждения вопросов в коллегиях, организация документооборота, взаимоотношения с местными органами власти и Сенатом.

Данный документ утратил свое значение после издания в 1833 году свода законов Российской Империи.

В этой статье мы ответили на вопрос о том, что такое регламент, и рассмотрели каждый вид данного нормативно-правового документа.

Административно-организационные документы предназначены для обеспечения решения широкого круга задач управления людьми и экономическими объектами как глобального (межгосударственного и государственного) уровня, так и локального – предприятиями, организациями, производственными коллективами и т. п.

К административно-организационным документам относятся: положения, планы, уставы, правила, отчеты, контракты, договоры, инструкции и пр.

ПОЛОЖЕНИЕ, ПРАВИЛО, ИНСТРУКЦИЯ

Положение – нормативный акт, имеющий сводный характер и определяющий структуру, функции, компетенцию органа или системы органов (Положение об отделе главного конструктора, Положение о гимназии), либо порядок их действий в определённых случаях (Положение о порядке созыва и проведения общего собрания акционеров закрытого акционерного общества), либо регулирующий совокупность организационных, имущественных, трудовых отношений по конкретному вопросу (Положение о порядке заключения и исполнения договоров, Положение о порядке аккредитации журналистов).

Правила – нормативный акт, которым регулируется организация и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений.

В частности, правилами устанавливается организация и порядок деятельности государственного или иного органа, предприятия, учреждения (например, Правила внутреннего трудового распорядка предприятия).

В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

Инструкция (от лат. instructio – устройство, наставление):

1. Акт управления, содержащий нормы и правила, регулирующие порядок и условия осуществления какой-либо деятельности, а также нормы, определяющие порядок и условия реализации нормативных актов, изданных данным или вышестоящим органом (например, Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в федеральных органах правительственной связи и информации).

2. Нормативный акт, определяющий порядок и способы осуществления какой-либо деятельности (например, Должностная инструкция заведующего складом).

Правила оформления

Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на общем бланке.
Общая структура документа:

1. Наименование органа, организации, учреждения, выпустившего данный документ. 2. Гриф утверждения. 3. Заголовок. 4. Констатирующая часть. 5. Основной текст.

6. Подпись лица, подготовившего проект документа, дата.

Обязательными являются пункты 2 – 5. В ряде документов наименование организации включается в пункт 2 и не дублируется в пункте 1.
Пункт 6 обычно используется, если документ готовится и подписывается руководителем подразделения, а утверждается вышестоящей организацией.

Основные правила оформления грифа утверждения, заголовка и подписи рассмотрены в разделе “Требования к оформлению реквизитов документа” . Здесь мы остановимся только на особенностях оформления, присущих рассматриваемым документам.

Заголовок к тексту положения (правил, инструкции) отвечает на вопрос “о чем?”, например: Положение о порядке заключения и исполнения договоров; Положение о персонале; Инструкция о порядке подготовки проектов приказа.

Заголовок к инструкции, содержащей должностные требования и порядок проведения работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос “кого?, чья?”, например: Должностная инструкция главного специалиста; Должностная инструкция заведующего складом.

В констатирующей части положения (правил, инструкции) указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий и т. п.

Констатирующая часть оформляется либо в виде отдельного абзаца перед основным текстом документа, либо как раздел “Общие положения” документа (см. примеры).

Основной текст положения (правил, инструкции) имеет следующие языковые особенности:

  • употребление специальных терминов, отыменных предлогов, слов, принадлежащих канцелярской речи;
  • преимущественное использование страдательных конструкций;
  • трафаретность в изложении текста;
  • применение рубрицирования, необходимого при перечислении положений устава, пунктов плана и отчета, обязательств и прав договора и контракта. Текст документа может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами;
  • изложение в сжатой форме от третьего лица единственного или множественного числа. Типовые глаголы, используемые в тексте: “должен”, “следует”, “необходимо”, “запрещается”, “не допускается”, “устанавливает”, “разработано”, “признается”, “возлагается” и т. п.

Говорят, что на двух юристов приходится три мнения, и это действительно так. Для создания инструкций существуют положения и регламенты, которые значительно отличаются друг от друга. Но поскольку большая часть таких документов издаётся для внутреннего использования в организациях, понять их природу бывает затруднительно. Подробнее http://pedagogru.ru Чем отличается регламент от положения

Регламент – это технический документ, который фиксирует свод правил, обязательных для использования в определённой отрасли. Они могут касаться как отдельно взятой организации, так и целого союза государств (техрегламенты стран Таможенного Союза).

Как привлечь удачу и деньги
Положение – это свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни организации, общества или государства. Они определяют порядок формирования и обеспечения работы учреждения.

Документ определяет порядок действий (выборы президента, парламента) или статус должностного лица (депутат, военнослужащий).

Разница между регламентом и положением

Таким образом, регламенты и положения – это технические документы, которые издаются в силу необходимости. Они взаимно дополняют друг друга и во многом пересекаются. Так, положение создаёт общую базу для той или иной сферы жизни организации или общества, а регламент – конкретизирует отдельные вопросы.

Они могут касаться процедуры и других важных моментов.
В регламенте, как правило, присутствуют технические аспекты, и характер такого документа конкретный. Положение только создаёт правовое поле для отношений, поэтому обладает значительно меньшей степенью конкретизации.

Регламент в дополнительных уточнениях не нуждается, и это документ прямого действия.

Отличие регламента от положения заключается в следующем:

Круг обсуждаемых вопросов. Положение устанавливает общие правила, а регламент – уточняет отдельные вопросы.Степень детализации.

Регламенты, в отличие от положений, могут конкретизировать отдельные условия положения, внося ясность в спорные вопросы.Сущность.

Положение очерчивает круг вопросов, процедуру, в то время как регламент – конкретные правила, требования, обязательные для исполнения.

Наличие технических требований. Положение носит общий характер, в то время как регламент обязательно содержит конкретные вопросы – процедуру, максимально допустимые значения и т.д.

На определенной стадии своего развития организации приходится регламентировать основные бизнес-процессы, т.е. описывать ход их выполнения в локальных нормативных актах.

В таком документе, как регламент, поэтапно освещается ход процесса, над которым работают сразу в нескольких подразделениях.

Вряд ли секретарю поручат разработку регламента сложного производственного процесса, а вот делопроизводственного – вполне вероятно.

В этой статье рассматривается регламент как вид документа, его структура и основные реквизиты, а также приводится пример регламента одного из важнейших процессов в ДОУ – контроля исполнения задач по документам.

РЕГЛАМЕНТ КАК ДОКУМЕНТ

Наш словарик

Регламент в коммерческой организации – это организационно-распорядительный документ, в котором пошагово описывается определенный бизнес-процесс с момента его начала до завершения.

Источник: https://himkiuch.ru/dokumenty-dlya-dareniya-kvartiry/polozhenie-ili-reglament-v-chem-raznica-sostavlyaem-reglament.html

Положение о взаимодействии между отделами компании. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства). Положение о работе юридического отдела

Разница между регламентом и положением. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства)

На каждом предприятии действуют локальные документы, регулирующие его деятельность. Одним из самых значимых считается регламент взаимодействия между отделами (образец документа будет описан далее). Для руководителя организации он является эффективным инструментом управления. Рассмотрим подробно образец регламента взаимодействия между отделами.

Требования

Каким должен быть регламент? Взаимодействие между отделами бухгалтерии и экономической службы, кадровиками и расчетно-плановым подразделением, другими структурными единицами предприятия неизбежно в процессе деятельности. При этом контакт сотрудников должен обеспечивать реализацию поставленных задач в максимально короткий срок.

Образец регламента взаимодействия между отделами, в первую очередь, должен быть доступным для исполнителей. Если лицо, ответственное за его разработку, распишет все положения, но подчиненные ничего не смогут понять, смысла в документе не будет никакого.

В этой связи, формируя , следует принимать во внимание три ключевых принципа:

  1. Документ составляется на основании модели бизнес-процесса. Качество регламента будет прямо зависеть от тщательности проработки схемы.
  2. Структура документа определяется моделью процесса. Все пункты схемы должны присутствовать в регламенте.
  3. Изложение информации осуществляется официальным, сухим языком. В тексте документа рекомендуется использовать короткие простые предложения. Формулировать положения следует однозначно. Все аббревиатуры и термины необходимо расшифровывать.

Цели

Образец регламента взаимодействия междуотделами обеспечивает:

Структура

Какой регламент взаимодействия между отделами можно считать правильно составленным? Обычно документ включает в себя следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Определения, термины и сокращения.
  3. Описания процессов.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Источниками определений могут служить законодательные акты, ГОСТы и прочие документы. К последним, в частности, относят Приказы министерств, ведомств, правительственные постановления.

При этом ссылки на нормативные документы, положения которых были использованы, должны включаться в регламент взаимодействия между отделами.

Образец для ЛПУ, в частности, содержит указания на Приказы Минздравсоцразвития, Министерства здравоохранения региона.

Приложение

В нем, как правило, приводится графическая модель бизнес-процесса. Она изображается в виде схемы, состоящей из нескольких блоков. Графическое изображение можно создать с помощью программных продуктов ПК. Схемы отражают конкретный порядок действий для реализации тех или иных задач. Визуализация удобнее, чем текст.

На схеме четко отображается начало процесса и каждого этапа, связь между ними и конечный результат. Такую модель часто используют разработчики регламента взаимодействия между отделами компании по 223-ФЗ. В схеме выделяются такие ключевые параметры, как выходы и входы, участники и клиенты.

Если новичок ознакомится с такой моделью, то он сразу же поймет специфику процесса и будет уже готов к реализации определенной задачи.

Инструкция

На первом этапе нужно определить предмет документа и ответственных лиц, т. е. кто составляет и какой регламент. Взаимодействие между отделами бухгалтерии, в частности, осуществляется по четкой схеме, закрепленной законодательством. В этой структурной единице всегда присутствует самый главный сотрудник, отвечающий за соблюдение требований в сфере отчетности.

Он и может стать лицом, ответственным за составление регламента взаимодействия между отделами. Образец документа должен обсуждаться всеми сотрудниками. Для этого организуется общее собрание. Если документ регламентирует процесс, в котором сталкиваются интересы более двух отделов, то важно привлечь к обсуждению ключевых сотрудников.

Лицо, ответственное за разработку, должен объяснить коллегам важность внедрения правил.

Описание процессов

Его объем будет зависеть от сложности взаимодействия. Если процесс простой, а сотрудник, отвечающий за него, хорошо понимает все этапы реализации, то он может сам составить схему работы с другими структурными единицами. После этого ему следует обсудить документ с остальными участниками.

Если бизнес-процесс сложный, то каждый сотрудник разрабатывает свою часть модели. После этого все проекты компонуются и обсуждаются. В ходе ознакомления с базовым документом все заинтересованные сотрудники могут предложить те или иные корректировки и дополнения. После этого передается руководителю.

Утверждение

Оно может осуществляться напрямую. В этом случае руководитель сам подписывает регламент взаимодействия между отделами компании. Образец документа может утверждаться и косвенно. В таком случае руководитель издает приказ. В гриф утверждения вносятся регистрационные данные распорядительного акта.

Специфика работы ответственного лица

В некоторых организациях в штате предусматривается должность менеджера по качеству. На практике выработаны определенные этапы подготовки документа. Их необходимо соблюдать менеджеру, составляющемуосновных стадий:

  1. Определение процессов.
  2. Выстраивание диаграммы.
  3. Детальное описание.
  4. Составление текста.

Ответственный специалист изучает распорядок сотрудников в разных подразделениях. Это необходимо для составления описания стандартных ситуаций, включаемого в регламент взаимодействия между отделами. Пример: “Газовая станция осматривается с использованием таких технических средств, как… По завершении обследования составляется отчет”.

Определение итоговой цели

Лицо, ответственное за составление регламента, должно иметь представление обо всех процессах, знать обязанности сотрудников, обладать соответствующей квалификацией и уровнем профессионализма. Цель, которую ставит документ, должна быть ясна работникам. В противном случае исполнение регламента окажется дополнительной нагрузкой на сотрудников.

Оптимизация и проектирование

Комплексное изучение процессов, происходящих на предприятии, позволяет выявить слабые места. Анализ ситуаций, результатов, операций дает возможность оптимизировать деятельность. Это, в свою очередь, позволяет сформировать несколько сценариев дальнейшего развития. Так, предприятие может оставить все как есть, создать новую модель работы или откорректировать старую.

Нюансы

Важно, чтобы каждый сотрудник четко представлял, что ему нужно делать и как достигнутые результаты отразятся на его заработке. Именно поэтому необходимо обсудить регламент перед его утверждением. Ключевая роль в отводится, разумеется, руководителю рабочей группы (проекта). В задачи этого специалиста входит постановка острых вопросов.

Он должен уметь представить четкую модель процесса. Каждый участник видит картину своими глазами. Необходимо добиться единого понимания. Каждому участнику необходимо объяснить ответственность в создании регламента. В большинстве случаев коллективы скептически относятся к внедрению такого документа.

В зависимости от сложности процесса, введение регламента занимает 4-12 мес.

Особенности внедрения

Для введения нового регламента необходимо:

  1. Признать предыдущие документы утратившими силу.
  2. Внести новые локальные акты для активации регламента.
  3. Разработать документы, необходимые для применения утвержденных правил.
  4. Доработать или внедрить новые модули автоматизированных информационных баз.
  5. Изготовить бланки неунифицированных документов.
  6. Изменить или дополнить штатное расписание.
  7. Найти кандидатов на новые должности, назначить или перевести работников.
  8. Обучить исполнителей новым правилам.
  9. Провести разъяснительную работу с сотрудниками.
  10. Осуществить пробное внедрение регламента.
  11. Откорректировать текст по результатам опытного исполнения.
  12. Ввести в действе окончательный вариант документа.
  13. Определить процедуры по контролю качества регламента.

После того как определены мероприятия по внедрению документа, руководитель издает приказ. Следует отметить, что в связи с продолжительностью мероприятий дата утверждения и непосредственного введения регламента в действие будут отличаться. Рассмотрим далее основные ошибки, которые допускают сотрудники при составлении документа.

Несогласованность с практикой

Важно доверять создание регламента сотруднику, имеющему непосредственное отношение к рабочей деятельности на предприятии. Предположим, организация стала очень крупной.

Руководство вполне может позволить себе сформировать специальную службу, в задачи которой будет входить решение вопросов о развитии. Соответственно, отдел поставит задачу описать все процессы предприятия. Но цель этого мероприятия им неважна.

Если регламент составляют люди, не привлеченные к реальной деятельности, то руководящий ею сотрудник исполнять схему не будет. Соответственно, документ работать не имеет смысла.

Отсутствие гибкости

Многие ответственные лица стремятся к максимальной детализации. Такая ситуация обуславливается незнанием отличий между составлением регламента и описанием реальных производственных процессов. Если стоит задача автоматизации операций, их детализация призвана помощь работникам. Потребность в регламенте возникает тогда, когда в производстве задействовано много людей.

Их действия часто дублируются, однако каждый человек трактует ту или иную операцию по-своему. Регламент направлен на снятие разногласий. Следует учитывать, что сотрудники организации должны обладать определенной свободой в действиях, позволяющей принять то или иное решение в зависимости от ситуации.

К примеру, клиенту можно ответить незамедлительно, а не по истечении какого-то времени.

Большой объем и сложность текста

Оптимальным считается регламент, состоящий из 5-7 страниц. При этом его содержание должно быть емким, но кратким. Не рекомендуется использовать сложные, многосоставные предложения. Текст должен быть доступен для понимания. Кроме того, следует обратить внимание на термины. Не следует заменять понятия синонимами, использовать аббревиатуры без расшифровки.

Взаимодействие отделов ИБ и ИТ

В настоящее время на многих предприятиях контакты этих служб весьма затруднены. Связаны сложности с внутренними конфликтами отделов ИТ и ИБ. Существует несколько вариантов обеспечения эффективного их сотрудничества.

В качестве первого и самого простого выступает наличие работников (одного или нескольких), специализирующихся на информационной безопасности внутри службы информтехнологии. Регламент взаимодействия между отделами ИТ и ИБ в этом случае отражает типичные подходы к сотрудничеству.

Организация работы осуществляется на основании сложившихся стереотипа о том, что информационная безопасность является частью обеспечения информтехнологии.

Если на предприятии не происходит конфликтов между этими службами, то руководитель может задуматься над тем, чтобы оформить службу ИБ в качестве отдельной структуры ИТ-отдела. Соответственно, придется выделить больше ресурсов, в том числе и финансовых, на обеспечение такой деятельности.

Типовой образец

В Общих положениях указываются:

  1. Назначение документа. Как правило, присутствует такая фраза: “Настоящим регламентом определяется порядок…”.
  2. Сфера действия. Регламент может распространяться на работников или объекты.
  3. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработан акт.
  4. Правила утверждения, корректировки, отмены регламента.

В разделе “Термины, сокращения, определения” приводятся понятия, используемые в документе. Все аббревиатуры должны быть расшифрованы. Термины следует приводить в алфавитном порядке. Каждое понятие указывается с новой строки в ед. ч. Определение термина приводится без слова “это”, через тире.

В разделе “Описание процесса” дается пошаговая характеристика. Целесообразно ввести подпункты. Каждый из них будет соответствовать конкретному этапу. В этом же разделе указываются сотрудники, привлеченные к выполнению тех или иных операций. Описываются не только действия, но и их результат.

Ответственность и контроль

В регламенте должно присутствовать указание на возможность применения санкций к лицам, не исполняющим положения. Ответственность допускается в рамках законодательства. Она может быть уголовной, административной или дисциплинарной. В обязательном порядке указывается Ф. И. О. и должность сотрудника, осуществляющего контроль исполнения регламента.

  • Скачать документ (формат.doc) (188 КБ)
  • Скачать документ (формат.pdf) (392 КБ)

Приложение к приказу Службы по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Источник: https://www.ldk1.ru/polozhenie-o-vzaimodeistvii-mezhdu-otdelami-kompanii-sostavlyaem-reglament-na.html

Положение как организационно-правовой документ. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства)

Разница между регламентом и положением. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства)

» Сделки с авто » Положение как организационно-правовой документ. Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства)

Говорят, что на двух юристов приходится три мнения, и это действительно так. Для создания инструкций существуют положения и регламенты, которые значительно отличаются друг от друга. Но поскольку большая часть таких документов издаётся для внутреннего использования в организациях, понять их природу бывает затруднительно.

Определение

Регламент – это технический документ, который фиксирует свод правил, обязательных для использования в определённой отрасли. Они могут касаться как отдельно взятой организации, так и целого союза государств (техрегламенты стран Таможенного Союза).

Положение – это свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни организации, общества или государства. Они определяют порядок формирования и обеспечения работы учреждения. Документ определяет порядок действий (выборы президента, парламента) или статус должностного лица (депутат, военнослужащий).

Сравнение

Таким образом, регламенты и положения – это технические документы, которые издаются в силу необходимости. Они взаимно дополняют друг друга и во многом пересекаются. Так, положение создаёт общую базу для той или иной сферы жизни организации или общества, а регламент – конкретизирует отдельные вопросы. Они могут касаться процедуры и других важных моментов.

В регламенте, как правило, присутствуют технические аспекты, и характер такого документа конкретный. Положение только создаёт правовое поле для отношений, поэтому обладает значительно меньшей степенью конкретизации. Регламент в дополнительных уточнениях не нуждается, и это документ прямого действия.

Выводы сайт

  1. Круг обсуждаемых вопросов. Положение устанавливает общие правила, а регламент – уточняет отдельные вопросы.
  2. Степень детализации. Регламенты, в отличие от положений, могут конкретизировать отдельные условия положения, внося ясность в спорные вопросы.
  3. Сущность.

    Положение очерчивает круг вопросов, процедуру, в то время как регламент – конкретные правила, требования, обязательные для исполнения.

  4. Наличие технических требований. Положение носит общий характер, в то время как регламент обязательно содержит конкретные вопросы – процедуру, максимально допустимые значения и т.д.

Каждое предприятие может вести собственную деятельность по уникальной схеме, но в обязательном порядке предполагается использование целого комплекса документов. Среди часто используемых видов документации на уровне организаций значатся положения, регламенты, порядок.

Несмотря на похожие функции, предполагаются серьезные отличия, которые определяют тонкости решения различных вопросов. Желая лучше понять отличия и предназначение всех документов, рассмотрение вопроса рекомендуется начать с общего списка функций документов.

Какими функциями обладают документы?

Любой документ является полифункциональным, потому он позволяет успешно реализовывать разные задачи предприятия, основывать управления персоналом и всеми рабочими процессами на юридическом уровне. Основной задачей является хранение юридически значимой информации в текстовом виде, а затем – передача.

Функции документа принято подразделять на общие (свойственные любому виду документации), а также специфические (проявляющиеся только при определенных обстоятельствах).

Общие функции:

  1. Информационная. Вне зависимости от того, что же рассматривается, порядок или положение, предполагается обязательное сохранение информации с ее дальнейшим распространением на уровне предприятия.
  2. Социальная. В обязательном порядке предполагается выражение социальных потребностей коллектива организации.
  3. Фиксация. Любой документ позволяет фиксировать информацию о принятых решениях и результатах функционирования предприятия. В то же время фиксация всей информации может происходить на различных уровнях.
  4. Кумулятивная. Любой документа позволяет собирать определенную информацию, а затем – упорядочивать ее. В результате все текстовые материалы сохраняются для сотрудников организации.

Вышеперечисленные общие функции объединяют порядок и положения, которые чаще всего используются при организации предпринимательской деятельности.

Специфические функции используются для выделения различных групп документов: организационные, плановые, правовые, научные (архивные). Порядок и положение принято относить к организационным документам, так как предполагается определение особенностей предприятия и его сферы деятельности, имеющихся рабочих задач.

Несмотря на похожие общие функции, крайне важно понимать, что же представляет собой порядок и положение, ведь только в этом случае можно правильно сформировать аппарат делопроизводства и гарантировать не только соответствие законодательным нормам, но и возможность для успешного развития компании.

Порядок и положение: понятия

Порядок представляет собой документ третьего уровня. Основной задачей является определение последовательности выполнения действий внутри определенного процесса. Данный документ устанавливает особенности и специфику различных рабочих процессов, являющихся характерными для любой компании.

Положение является сводом норм, которые в обязательном порядке должны быть взаимосвязанными. Предполагается регламентация узкого направления жизни предприятия, общества или государства.

Положение используется для определения порядка формирования и обеспечения рабочей деятельности любой организации.

Задачей может быть юридическое определение особенностей действий или статуса должностного лица.

Порядок и положение: разница

Порядок и положение – это организационная документация технического характера, которая создается при соответствующих потребностях.

Документы дополняют друг друга и обладают многочисленными точками пересечения.

Положение может создавать общую основу для определенного направления жизни предприятия или общества, а порядок – описывать тонкости определенных рабочих процессов и создавать акценты на важных моментах.

В порядке присутствует детализация, дополненная конкретными нюансами и техническими аспектами. Положение способно только создавать правовое поле для деятельности и юридических отношений, потому конкретизация обладает меньшей степенью проявления.

Порядок направлен на прямое действие, потому какие-либо дополнительные уточнения уже не требуются, ведь последовательность целенаправленных действий для решения поставленной задачи прописывается изначально. В некоторых случаях порядок содержит в себе дополнительные конкретные моменты: срок.

Порядок может быть составляющей регламента, являющегося одним из самых важных документов любой компании.

Порядок и положение: в чем заключаются отличия?

  1. Круг вопросов, которые обсуждаются. Положение может устанавливать только общие правила. Порядок требуется для уточнения специфики мероприятия, которое должно быть проведено.
  2. Степень детализации рассматриваемых вопросов.

    Порядок может использоваться не только для конкретизации особенностей мероприятия и сроков, но и может вносить ясность в любые спорные вопросы, условия рабочего процесса. Положения не обладают нужной степенью детализации.

  3. Сущность.

    Положение требуется для рассмотрения определенных вопросов или моментов процедуры, рабочей деятельности. Порядок представляет собой документ, который включает подробное описание этапов проводящегося мероприятия, требования, которые должны быть непременно исполнены.

  4. Наличие технических требований.

    Характер положения является общим. Порядок должен содержать в себе ответы на конкретные вопросы.

1. Общие положения

1.1. Область применения

Если регламент распространяется не на все подразделения, документы и т.п.

1.2. Термины и сокращенные наименования, используемые в настоящем Регламенте

Определение значимых и непонятных терминов (не всех, используемых в регламенте, а только тех, что непонятны читающему), а также расшифровка сокращений, кроме кодовых обозначений должностей.

Если у Вас несколько процессов, векомендуем завести глоссарий, и не вписывать названия и определения в каждый регламент.

Сокращения терминов можно вводить в тексте регламента в скобках по следующему образцу: «Полное наименование (далее – сокращенное наименование)». Второй вариант – делать сноски внизу той страницы, где впервые использован термин, так лучше читается.

2. Процесс

Этот раздел представляет собой сокращенное Положение о процессе (без воды).

2.1. Цель и результат процесса, требования к результату и показатели его эффективности

Этот раздел заполняется на основании карточки процесса . Например:

2.1.1. Цели процесса ремонта оборудования: – поддержание оборудования в рабочем состоянии с минимальными затратами,

– продление срока службы оборудования.

Требования к результату: Отремонтированное оборудование работает исправно; Время простоя оборудования не превышает установленного регламентом срока; Себестоимость ремонта в пределах запланированных средств;

Заинтересованные сотрудники проинформированы о начале ремонта (не менее чем за 1 сутки) и окончании ремонта (немедленно по окончании).

Показатели эффективности: Время простоев; Срок службы оборудования; Затраты на ремонт и обслуживание.

2.2. Входы и выходы процесса, условия начала процесса

Этот раздел описывает условия начала и окончания процесса. Например:

Вход:служебная записка от РП о начале тендера
Выход:подписанный договор передан в бухгалтерию, материалы тендера переданы в архив.
Срок:

Условия: Если есть какие-либо ограничения или условия, например:

Тендеры проводятся на все внутренние и внешние работы на сумму свыше 100 000 рублей. Работы на сумму менее 100 000 рублей заказываются РП самостоятельно без тендера. Порядок заключения договоров описан в регламенте “Заключение договора”.

Либо если для начала процесса помимо основного входа (условия начала) нужны дополнительные входы: документы, информация и т.п.

2.3. Участники процесса

2.2.1. Владелец процесса – (кто отвечает за результат и ход процесса, см. в глоссарии).

2.2.1. Ответственные за элементы процесса:

2.3. Процедуры процесса

Здесь изображается последовательность и взаимосвязь процедур процесса, например:

2.7. Сферы ответственности участников

Здесь перечислено, кто из участников за что отвечает, например так, либо в форме матрицы распределения ответственности:
3. ПравилаВ данный раздел включаются правила, связанные с данным процессом.

Например (пример кусочка правил из регламента документооборота):
Сюда сотрудники смогут добавлять и новые правила, о которых они договорились.

Сюда же должна быть включена информация из всех приказов, относящихся к данному процессу.

4.Процедуры процесса

Этот раздел представляет собой описание каждой процедуры процесса в виде: схема + таблица операций + результат + требования к промежуточным результатам.

Например:

Далее идёт описание каждой процедуры в виде таблицы: каждая операция описывается одной строкой таблицы.
Также в регламенте описываются документы.

Они либо описываются после каждой процедуры (пишем требования к каждому документу, который упоминается в процедуре), либо выносятся в одтильный раздел.

Кроме требований к документам, в качестве приложений к регламенту идут бланки документов (приложения, бланки, формы и т.п. предоставляются Заказчиком).

На определенной стадии своего развития организации приходится регламентировать основные бизнес-процессы, т.е. описывать ход их выполнения в локальных нормативных актах.

В таком документе, как регламент, поэтапно освещается ход процесса, над которым работают сразу в нескольких подразделениях.

Вряд ли секретарю поручат разработку регламента сложного производственного процесса, а вот делопроизводственного – вполне вероятно.

В этой статье рассматривается регламент как вид документа, его структура и основные реквизиты, а также приводится пример регламента одного из важнейших процессов в ДОУ – контроля исполнения задач по документам.

Правник
Добавить комментарий