Высшая юр сила конституции означает. Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

Высшая юридическая сила и прямое действие конституции (стр. 1 из 2)

Высшая юр сила конституции означает. Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ /МИИТ/

Кафедра «Право»

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ

Выполнила: ст. гр. АУИ-412

/Карякина Е.В./

Принял: профессор

/Стецовский Ю.И./

Москва 2000

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………………………… 2

МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ………………………………………………………………………………………………. 3

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА КОНСТИТУЦИИ…………………………….. 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 10

МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ

Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Кон­ституция формирует и закрепляет отправные принципы правового ре­гулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не долж­ны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные за­коны не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»(ст.15)

Известно, что под юридической силой акта понимают как его обя­зательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов.

В на­стоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает вер­ховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юриди­ческой силы.

Причем соответствовать Конституции должны не толь­ко акты федерального законодательства, но и акты органов государ­ственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государ­ственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Кон­ституции содержит указания на необходимость принятия ряда феде­ральных конституционных законов и федеральных законов, чье дей­ствие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важней­шие общественные отношения.

С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, госу­дарственное устройство, формы и виды собственности, основы уго­ловного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательст­ва, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства.

Таким образом, их действие носит универ­сальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и про­странстве.

Соответственно и обязанность соблюдать федеральные за­конодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы мест­ного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц.

Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независи­мо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения ими норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объ­единений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их по­тенциального восприятия как меры справедливости, применяемой ко всем гражданам в равной мере.

Следует отметить, что действие Конституции и законов Российс­кой Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (за исключениями, установленными действующим зако­нодательством).

В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был доведен до всеобщего сведения, поскольку гласность в сфере за­конодательства непосредственно затрагивает права и законные инте­ресы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть привилегией избранных.

Процесс все большей открытости российского общества не мог не затронуть и сферу обнародования нормативных актов. В данной об­ласти произошли существенные изменения, закрепленные конститу­ционными положениями, в соответствии с которыми опубликование законов и других нормативных актов тесно увязано с их введением в действие.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постанов­ления Правительства, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для все­общего сведения.

Данное конституционное положение, по сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или спе­циальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нор­мативные акты вступают в силу, т.е.

могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Из сказанного следует и другое важное положение: никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, кото­рый официально не опубликован для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 г. и одобренным Советом Федера­ции 1 июня 1994 г.

, официальным опубликованием федерального кон­ституционного закона, федерального закона, акта палаты Федераль­ного Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, органи­зациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночи­таемой форме. Кроме того, в Законе установлено, что законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубли­кованы также в виде отдельного издания. Если в федеральный кон­ституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания были внесены изменения или дополнения, они могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы под­лежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат федерального Собрания публикуются не позднее чем через десять дней после дня их принятия.

Законы направляются для официального опубликования Прези­дентом Российской Федерации, а акты палат Федерального Собра­ния — Председателем соответствующей палаты или его заместите­лем.

При публикации федерального конституционного закона и феде­рального закона указываются наименование закона, даты его приня­тия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, а так­же должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должност­ное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистраци­онный номер.

Проблема официального опубликования актов сегодня актуальна и потому, что роль «информаторов» о законодательстве все чаще пы­таются взять на себя различного рода негосударственные, коммерчес­кие структуры. Последние далеко не всегда способны обеспечить пол­ную и достоверную информацию о законах и нередко под видом принятых законов воспроизводят в своих изданиях даже не самые пос­ледние их проекты.

Международные договоры Российской Федерации регулируют от­ношения России с зарубежными государствами и международными организациями.

Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномо­ченными федеральными органами.

После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.

Источник: https://mirznanii.com/a/184800/vysshaya-yuridicheskaya-sila-i-pryamoe-deystvie-konstitutsii

Высшая юридическая сила конституции Российской Федерации: понятие, содержание и прямые действия

Высшая юр сила конституции означает. Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

Без конституционных рамок не может нормально функционировать и развиваться никакое современное суверенное демократическое государство.

Конституция, в большинстве своем, представляет собой некий правовой акт, который имеет основополагающее юридическое значение в той или иной стране.

Предметом рассмотрения настоящей статьи является высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Общие сведения

В 1993 году в российском государстве была принята очередная Конституция – закон высшей юридической силы, провозглашающий Российскую Федерацию правовым государством с демократическим политическим режимом. В основу новой Конституции была положена идеология естественных неотъемлемых прав человека.

Структура Конституции России

Конституция состоит из трех частей – вводной (Преамбулы) и двух основных разделов. Всего в Основном законе российского государства 137 статей, сгруппированных в главы.

Первый раздел содержит 9 глав, посвященных характеристике конституционного строя государства и его федеративному устройству, свободам и правам человека и гражданина, органам публичной власти и муниципального управления, а также процедуре изменения Основного закона.

Во втором же разделе Конституции отражены переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

Особенности Конституции РФ

В сравнении с прежними Конституциями, особенно советскими, Конституция, принятая в 1993 году, характеризуется более высокой демократичностью и стабильностью.

Кроме того, действующая Конституция впервые установила принцип разделения ветвей публичной власти, а также унифицировала полномочия территориальных субъектов страны.

Глава государства, согласно новой Конституции, перестал являться главой исполнительной ветви власти.

Одним из принципов конституционного строя современной России провозглашено народовластие. Оно подразумевает возможность народа осуществлять свое влияние на происходящие в стране процессы непосредственно или через органы публичной власти и муниципального управления.

Изменение и принятие Конституции

Согласно 136 статье Конституции России, поправки к 3-8 главам Основного закона, посвященным федеративному устройству страны, органам власти и муниципального самоуправления, принимаются в таком же порядке, который предусмотрен для федеральных конституционных законов. В силу они вступают после одобрения органами представительной власти субъектов России.

В 2008 году были впервые приняты такие поправки. Они предусматривали увеличение президентского срока и срока осуществления полномочий депутатами Госдумы.

В научной среде ведутся дискуссии по поводу юридической силы таких законов. Одни ученые считают, что конституционные законы такого типа можно поставить на второе место по юридической силе после Конституции. Другие же признают за законами о поправках к Конституции высшую юридическую силу, равную юридической силе Основного закона.

К источникам конституционного права также относят правовые акты Конституционного Собрания Российской Федерации, которыми может быть отменено либо изменено любое положение глав 1, 2, 9 российской Конституции.

Конституционное Собрание созывается с целью решения вопроса о необходимости пересмотра Конституции либо о подтверждении ее неизменности.

В случае необходимости пересмотра Основного закона разрабатывается проект очередной Конституции, принимаемый либо квалифицированным большинством членов Конституционного Собрания (двумя третями), либо посредством общенародного ания.

Высшая юридическая сила Конституции

Под юридической силой правового акта в целом понимается совокупность свойств, которые определяют место и роль такого акта в конкретной правовой системе. Юридическая сила акта позволяет установить его соподчиненность с другими правовыми актами, выявить системные связи и зависимости в законодательстве.

В 15 статье Основного закона сказано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Документ имеет прямое действие, а сфера его применения распространяется на всю территорию России. Федеральные законы и другие, принимаемые в России правовые акты не могут идти в разрез с Основным законом.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что Основной закон занимает доминирующее положение в государственной правовой системе и всегда пользуется безусловным верховенством в случае коллизии с ним норм других правовых актов.

Это правило лежит в основе деятельности всех без исключения государственных органов власти.

Так, например, законодатель обязан исходить из положений акта высшей юридической силы при внесении изменений в действующее законодательство и подготовке новых правовых норм.

Юридическая сила актов международного права

Согласно части четвертой 15 статьи Конституции общепризнанные принципы и положения международного права, и международные договоры России являются частью правовой системы страны. При этом если законом установлены иные правила, чем международным договором, то применяются нормы, прописанные в международном договоре.

Таким образом, существуют основания полагать, что наряду с Конституцией высшей юридической силой во всех регионах российского государства обладают международные соглашения и другие акты международного права. Некоторые авторы даже считают, что такие акты имеют приоритет над Конституцией, которая по сути своей так же является законом.

Охрана конституционных норм

Помимо того, что Конституция имеет высшую юридическую силу, она также пользуется особыми средствами правовой защиты и гарантиями. Особое значение среди таких средств имеет реализуемый Конституционным Судом РФ конституционный контроль за соответствием всех нормативно-правовых актов Конституции.

Средства защиты Конституции имеются и у Президента России, который вправе аннулировать акты Правительства, а также приостанавливать действие любых актов органов исполнительной ветви власти в случае их несоответствия Основному закону государства.

Президент также обладает дополнительной возможностью обеспечивать верховенство Конституции посредством права законодательной инициативы и права отклонять принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации законопроекты.

Прямое действие Основного закона

Прямое действие Конституции России выражается в ее способности выступать регулятором социальных отношений. Означает это, что нормы, изложенные в Конституции, должны быть реализованы в работе должностных лиц и органов власти вне зависимости от того, отражены ли эти нормы в отраслевом законодательстве.

Принцип прямого действия Конституции также означает применение конституционных норм при разрешении дел в судах. В том случае, когда суд при рассмотрении дела приходит к мнению, что нормы применяемого закона противоречат Конституции, применяются нормы Конституции. В этой ситуации суд обязан запросить в Конституционном Суде РФ проверку конституционности соответствующего закона.

В заключение отметим, что фактически в российской правовой системе не существует источников права, находящихся на одной ступени с Конституцией.

Значимость Основного закона не ограничивается высшей юридической силой Конституции, но проявляется еще и в ее верховенстве на всей территории страны, в особой охране и защите, а также в особом порядке проведения процедур пересмотра, принятия и внесения поправок в нее.

Источник: https://FB.ru/article/382512/vyisshaya-yuridicheskaya-sila-konstitutsii-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-soderjanie-i-pryamyie-deystviya

Конституция как высшая юридическая сила понятие и содержание

Высшая юр сила конституции означает. Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

    1. Это правовой документ, в котором высшей ценностью объявляются права и свободы человека.
    2. Конституция имеет структуру, подобную структуре конституций многих стран.

      Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

    3. В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента.
    4. Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    ЗАКОН — в широком смысле слова все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила. В собственном юридическом смысле 3. нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти … Энциклопедия юриста

    Высшая юридическая сила конституции

    С точки зрения порядка изменения, российская Конституция является “жесткой” (в отличие от “мягких” или “гибких” конституций некоторых государств — Великобритании, Израиля, Новой Зеландии и др., где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы).

    2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

    Высшая юридическая сила и прямое действие конституции (стр

    В случае расхождения закона и иного нормативного акта с между­народным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применя­ются правила, установленные этими нормами или договором.

    Соглас­но ст.

    46 Конституции каждый вправе в соответствии с международ­ным договором Российской Федерации обращаться в межгосудар­ственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Шпаргалка: Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

    РФ, включив общепризнанные нормы международного права в правовую систему России, не определила их юридическую силу.

    В российской юридической литературе высказываются неоднозначные мнения по вопросу о соотношении национального законодательства и общего международного права.

    Одни авторы пишут, что «общепризнанные нормы международного права не обладают приоритетом по отношению к внутригосударственным правовым актам»1.

    Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

    К правовой системе РФ отнесены и международные договоры, а именно те договоры, в отношении которых она выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу, договоры, к которым она присоединилась, а также договоры, в отношении которых она стала продолжателем или правопреемником Союза ССР.

    При этом международные договоры имеют преимущество перед законами в применении: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Представляется, что термин «закон» в данном случае требует расширительного истолкования: если международный договор обладает преимуществом перед законом, то тем более — перед иными нормативными правовыми актами. Речь идет как о федеральных законах, так и о законах субъектов РФ.

    При этом, однако, федеральные органы государственной власти не должны заключать договоры по вопросам, которые находятся в исключительном ведении субъектов РФ.

    Статья 15 Конституции РФ

    Некоторые авторы отрицают какую-либо связь конституции с идеологией, ссылаясь на то, что это якобы свойственно лишь тота­литарному государству, что «конституция — вне идеологии» и что «сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологическо­го плюрализма».* На наш взгляд, отказ от былой сверхклассовости, сверхидеологизации советских конституций не должен вести к отрица­нию всякой связи конституций с идеологией в современном демокра­тическом обществе и государстве. «Философия свободы и правового государства», о которой говорит указанный автор как об универсаль­ной идеологии, — это тоже, по нашему мнению, определенная идеоло­гия, которая и в современном демократическом, не говоря уже об ином обществе пока еще не носит универсального характера, хотя и, несомненно, имеет сегодня значительно более широкую социальную базу, чем в прошлом.

    Понятие и основные свойства конституции

    Конституция РФ не предусматривает возможности и процедуры изменения преамбулы и норм разд. 2. Объясняется это следующим.

    Преамбула – та часть Конституции РФ, которая носит, с одной стороны, декларативный (в значительной степени моральный, нравственный), а с другой – основополагающий, незыблемый характер, и при действующей Конституции она должна оставаться неизменной.

    Раздел 2 Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения, цель которых, соответственно, обеспечить стабильность правовой системы государства в переходный период, а изменения таких положений могут нарушить эту стабильность. Кроме того, многие нормы разд.

    2 фактически перестали быть действующими в связи с окончанием установленного для них переходного периода и принятием соответствующих законов на основе действующей Конституции РФ.

    Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства

    Интересное:  Поликлиники Для Чернобыльцев

    18 Янв 2019      hiurist         154      

Источник: https://urist-piter.ru/trudovye-spory/konstitutsiya-kak-vysshaya-yuridicheskaya-sila-ponyatie-i-soderzhanie

Что означает высшая юридическая сила конституции

Высшая юр сила конституции означает. Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

До сих пор в науке конституционного права не существует точного разграничения между категориями «свойства конституции» и «черты конституции». В то же время среди «свойств» и «черт» имеются некоторые явления юридического, политического и идеологического характера, характеризующие конституцию.[9]

Авторская позиция такова, что из вышеописанных явлений к числу юридических свойств конституции можно отнести ее характеристику как нормативного акта в правовой системе государства, а все остальные – к отличительным чертам.

К числу юридических свойств конституции относятся: высшая юридическая сила, юридическое верховенство, прямое действие, особый порядок принятия и изменения конституции, особая правовая охрана конституции, а также признание конституции в качестве базы (ядра) правовой системы.

Верховенство конституции относится не только к требованию обеспечения соответствия всех правовых актов содержанию конституции, но и к особому правовому режиму государства.

Именно из этого особого юридического свойства конституции проистекает обязанность всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан сообразовывать свою деятельность с требованиями конституции (так называемый поведенческий аспект верховенства конституции).

Верховенство конституции как базовый принцип построения правовой системы государства в условиях современного конституционализма находит свое выражение в следующем:

1) приоритет конституции в регулировании основных сфер жизнедеятельности общества и государства;

2) разрешение конституционных конфликтов и коллизий, на основе конституционных норм при корректирующем воздействии конституционного правосудия;

3) системное толкование конституции для обеспечения комплексного воздействия на правовую систему в целом.[10]

Верховенство конституции напрямую связано с ее высшей юридической силой. Высшая юридическая сила показывает главенствующее место конституции в правовой системе государства. При коллизии норм конституции и иных правовых норм, применяются конституционные нормы как обладающие высшей юридической силой.

Следует отметить, что верховенство конституции означает, что она обладает надзаконным характером. Однако, обладая высшей юридической силой, конституция является одним из элементов правовой системы.

Конституция не выходит за пределы действующего права, является его неотъемлемой составной частью.

Именно высшая юридическая сила норм конституции, регулирующих наиболее важные вопросы, касающиеся как общества, так и государства, придает целостность и непротиворечивость правовой системе государства.

Одной из гарантий того, что конституция обладает свойством верховенства, является признание конституции в качестве базы (ядра) для всего текущего законодательства.

Конституция не только формирует правовую систему (путем закрепления видов правовых актов, регулирования законодательного процесса и др.

), но и предусматривает необходимость и возможность принятия нормативных актов, развивающих ее положения и соответствующих ей.

Прямое действие конституции обозначает ее непосредственное действие, применение. В тоже время практика зарубежных государств имеет примеры и опосредованного действия некоторых конституционных норм, когда для их осуществления требуется принятие конкретизирующих правовых актов.

Особый порядок принятия и изменения конституции призван гарантировать стабильность конституции, возможность ее изменения только лишь в строго определенных случаях, когда того требуют изменившиеся общественные отношения.

Правовая охрана конституции представляет собой совокупность юридических средств и способов, обеспечивающих режим конституционной законности, т.е. соответствия всех правовых актов, издаваемых на территории государства, конституции.

Существуют и доктринальные подходы к юридическим свойствам конституции. Так, например, выделяют различную значимость самих конституционных норм.[11] И действительно даже российская конституционная практика признает некоторую иерархию норм конституции (яркий тому пример статья 16).

К отличительным чертам конституции относятся: народность, стабильность, особое содержание, программность и идеологический характер.

Народность представляет собой признак, согласно которому в разработке и принятии конституции должен участвовать народ.

Формы участия в этом процессе народа могут быть различными – путем непосредственного участия в референдуме по принятию конституции, проведение всенародного обсуждения проекта конституции, участив в выборах парламента или учредительного органа, принимающего конституцию и др. В некоторых случаях подобные процедуры являются лишь формальными, но они являются необходимыми, чтобы придать легитимность конституционному тексту.

Стабильность конституции свидетельствует о том, что конституция принимается на длительное время. Данное свойство зависит от ряда внешних факторов как объективного, так и субъективного характера (например, уровень правовой культуры).

Вследствие этого и иногда возникают временные конституции, а также может возникнуть потребность в принятии новой конституции.

Однако стабильность конституции обеспечивает устойчивость правовой системы государства и существующих общественных отношений в целом.

Особое содержание конституции проявляется в круге общественных отношений, регулируемых данным актом.

В зависимости от круга и объема регулируемых конституцией общественных отношений выделяются три основные модели конституции – либеральная, этатистская и либерально-этатистская. Либеральная модель характеризуется ограниченностью предмета конституционного регулирования.

Его объектом является организация государственной власти, политические и гражданские (т.е. личные) права и свободы личности (экономические и социальные права находятся вне рамок конституционного регулирования).

Этатистская модель характеризуется чрезмерным расширением предмета конституционного регулирования; она практически не оставляет автономных сфер общественной жизни. Либерально-этатистская модель занимает среднее положение между двумя вышеназванными.

Такая модель характеризуется оптимальным расширением либеральной модели в сторону социальных и иных благ (этатистская модель).[12]

Таким образом, предмет регулируемых конституцией общественных отношений включает важнейшие аспекты политической, социальной, экономической и духовно-культурной сфер в данном обществе.

Программность и идеологический характер конституции свидетельствует о том, что конституция является идеологическим документом, зачастую устанавливает цели, к которым должно стремиться общество.

Существуют и доктринальные подходы к отличительным чертам конституции. Так, А.А.

Мишин в числе последних выделяет: провозглашение в той или иной форме лозунга народного суверенитета, закрепление института собственности, воспроизведение теории принципа разделения властей, установление формы правления и государственного устройства, признание прав и свобод личности, организация системы органов государственной власти, регулирование внешней политики государства.[13] В то же время все сказанное всего лишь перечисляет круг вопросов, регулируемых конституцией, а значит выделение их в качестве самостоятельных признаков – излишне.

Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 3173 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Высшая юридическая сила Конституции РФ

Конституция РФ, включив общепризнанные нормы международного права в правовую систему России, не определила их юридическую силу.

В российской юридической литературе высказываются неоднозначные мнения по вопросу о соотношении национального законодательства и общего международного права.

Одни авторы пишут, что «общепризнанные нормы международного права не обладают приоритетом по отношению к внутригосударственным правовым актам»1.

Другие авторы подчеркивают, что в случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными принципами и нормами международного права, применяются правила, установленные этими нормами и договором2. Благодаря п.4 ст.15 Конституции РФ Россия практически признала примат международного права над внутренним законодательством.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России имеют преимущество перед национальными законами в случае противоречия международных норм и законов государства».

Конституция в большинстве государств является частью внутреннего права страны и, таким образом, можно утверждать, что в случае противоречия между Конституцией РФ и нормой общего международного права приоритет в правоприменении должен быть отдан соответствующей общей норме международного права. Каково же соотношение Конституции РФ и общего международного права?

Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации.

Часть 2 п.1 ст.5 Конституции РФ предусматривает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации не должны противоречить Конституции РФ.

Буквальное толкование данного положения может нас привести к выводу, что конституционные нормы имеют приоритет исключительно над внутригосударственными актами, принятыми Российской Федерацией в процессе правотворчества, и не обладают верховенством над общепризнанными нормами международного права и международными договорами РФ1.

Источник: https://balss.ru/publikatsii/chto-oznachaet-vysshaja-juridicheskaja-sila/

Высшая юридическая сила и прямое действие конституции рф

Высшая юр сила конституции означает. Высшая юридическая сила и прямое действие конституции

К таким свойствам относятся следующие свойства.

Особым юридическим свойством Конституции РФ является ее высшая юридическая сила, которая проявляется в том, что в случае коллизии между конституционными нормами и нормами других нормативно-правовых актов, действуют нормы Конституции, а акты противоречащие Конституции РФ должны быть приведены в соответствие с конституционными положениями либо отменены. Одним из юридических признаков Конституции РФ 1993 года является ее адекватный характер общественным отношениям, которые сложились в российском обществе.

Конституция РФ

отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму.

Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны.

Прямое действие конституции это

следует учитывать и такой важный момент: некоторые конституционные нормы, воздействуя на основные общественные отношения опосредованно.

одновременно оказывают прямое действие на общественные отношения, связанные с правотворческим процессом, результатом которого должен быть закон (иной акт), касающийся отношений, обозначенных конституционной нормой. Издание предусм. отренного Конституцией РФ закона тоже является способом ее непосредственной реализации.

Таким образом, конституционные нормы — это нормы либо прямого действия, либо сочетающие прямое и опосредованное действия.

Исходя из основных качеств формально-юридического и материального характера, Конституцию РФ можно определить как основной закон государства и общества, представляющий собой единый нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основы конституционного (общественного и государственного ) строя, основы взаимоотношений между личностью и государством, а также систему публичной власти в Российской Федерации. В отечественной правовой науке спорным является определение Конституции РФ как основного закона государства и общества.

Ta к, в советской научной литературе признавалось, что, начиная с Конституции СССР 1936 года, Основной закон становится формообразующим фактором как главный источник советского права [ 1 ].

В конституциях советского периода четко определялись виды нормативных актов для всех органов государственной власти, закреплялось деление правовых актов на законы и подзаконные акты, устанавливалась их иерархия в зависимости от юридической силы, был сформулирован принцип законности и т.д.

Но лишь с принятием Конституции Республики Казахстан 1995 года стало возможным в полной мере говорить о Конституции именно как о системообразующем, фундаментальном источнике права. РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. КОНСТИТУЦИЯ (лат.

constitute — устройство, постановление) — основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан.

„Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр.

Образовательный портал — все для студента юриста

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание.

Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции.

Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной вла­сти может быть демократическим и эффективным только при со­блюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на ос­нове всеобщего избирательного права, и т.

Прямое действие Конституции — большое завоевание демократической России, не менее важное, чем, например, частная собственность или свобода массовой информации. При этом, конечно, нужно понимать, что прямое действие Конституции — это не просто изменение принципа действия Основ­ного Закона путем росчерка пера законодателя, а следствие глубоких соци­ально-экономических преобразований, становления гражданского общества.

Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны.

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

2.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Известно, что под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов.

3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм. Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации

«органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Источник: https://urist-pomojet.com/vysshaja-juridicheskaja-sila-i-prjamoe-dejstvie-konstitucii-rf-75731/

Правник
Добавить комментарий